Красный, желтый, зеленый
На сегодняшний день в Харькове насчитываются 315 светофорных объектов и более 22,5 тысячи дорожных знаков, число которых постоянно увеличивается.
Также в городе действует автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД), которая позволяет регулировать транспортные потоки в зависимости от сезона и времени суток. Обслуживанием 295 светофорных объектов, дорожных знаков, пешеходных ограждений, указателей маршрутов ориентирования водителей занимается коммунальное предприятие «Харьков-Сигнал».
«Мы осуществляем техническое обслуживание светофоров и контроллеров, ремонт и наладку последних, меняем лампы в светофорах и т. д., — рассказывает руководитель КП «Харьков-Сигнал» Андрей Курлов, — кроме того, в связи с завершением срока эксплуатации, в этом году запланирована замена 327 транспортных и 163 пешеходных светофоров, 30 контроллеров, 4835 дорожных знаков и установка еще 1000 новых. Также ведется работа по замене 1710 м пешеходных ограждений и ремонту 4,38 км».
Что такое современные светофорные объекты? Это сложные устройства, которые состоят из контроллера дорожной сигнализации, собственно, светофоров транспортных и пешеходных, датчиков транспортных средств, светофорных и знаковых стоек, дорожных знаков, направляющих пешеходных ограждений (НПО).
Компьютер в составе АСУДД управляет выбором и синхронизацией направлений движений в соответствии с изменяющимися условиями движения, которые регистрируются датчиками — устройствами для индикации прохождения или присутствия транспортных средств.
В современных больших городах для регулирования движения внедрены сложные автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД). И в этом Харьков тоже был новатором. Первая в Украине автоматизированная система управления дорожным движением — АСУДД была установлена именно в Харькове в 1982 году. В соответствии с требованиями того времени она контролировала 65 перекрестков. К сожалению, и сегодня с пульта диспетчерской КП «Харьков-Сигнал» можно управлять теми же 65 светофорными объектами.
«Но в настоящее время уже запланировано полное обновление централизованной системы управления. Будет устанавливаться новое оборудование, и мы сможем контролировать каждый светофор в городе из нашего диспетчерского пункта, — сообщает Андрей Курлов. — В строительство всех новых светофорных объектов мы закладываем технические условия, которые позволят управлять ими отсюда».
Ежедневно в диспетчерскую КП «Харьков-Сигнал» поступают от 6 до 25 заявок на ремонт вышедших из строя светофоров. Как правило, во время гроз выходит из строя до 10 светофорных объектов, ломаются контроллеры, горят кабели. Поэтому сейчас устанавливается грозозащита на всех контроллерах.
Вообще, казалось бы, такой простой и понятный предмет городского быта, как светофор, постоянно совершенствуется. Сначала из двухцветного он стал трехцветным, затем приобрел голос, таймер и стал избавляться от ламп. «В Харькове уменьшается доля ламповых светофоров. Постепенно мы меняем их на светодиодные. Мы стремимся к тому, чтобы в городе не было ни одного лампового светофора. Параллельно с заменой светофоров все перекрестки обеспечиваются направляющими пешеходными ограждениями, звуковыми устройствами, а также дорожниками ведутся работы по понижению бордюров для проезда инвалидов-колясочников, — продолжает директор КП «Харьков-Сигнал». — На сегодняшний день в городе 34 перекрестка, оборудованных звуковой сигнализацией, на 30 перекрестках установлены 192 транспортных и 86 пешеходных светофоров с табло отсчета времени».
Но на этом усовершенствование светофора не заканчивается. Фантастическое одушевление предметов все увереннее входит в реальную жизнь. На наших перекрестках должны появиться светофоры, которые будут самостоятельно реагировать на трафик и в зависимости от ситуации переключать сигнал. Их оснастят автоматизированной системой управления, которая, учитывая интенсивность движения, сможет задержать, к примеру, зеленый свет. «Мы работаем над тем, чтобы на перекрестках устанавливались камеры видеонаблюдения, светофоры с фотоэлементами. Сигнал с этих камер будет выводиться на пульт. Такие камеры не только фиксируют нарушения, но и просчитывают поток участников движения, а потом сами регулируют циклограмму светофора. То есть определяют, где нужно больше гореть красному, а где зеленому. Это дает возможность сократить количество пробок и ДТП», — рассказывает Андрей Курлов.
Современные светофоры, не имеющие аналогов в городе Харькове, уже установлены на перекрестке ул. Сумской и пр. Правды. Они уже полностью готовы к подключению к любой автоматизированной системе управления дорожным движением.
Как рассказал директор Департамента транспорта Сергей Дульфан, светофоры оборудованы видеокамерами, системой отсчета времени, а также имеют стопроцентный угол обзора. Объекты оснащены датчиками плотности транспортных потоков, которые могут самостоятельно передавать информацию контроллерам для внесения изменений в циклограмму на светофорном объекте. Это позволит светофорам подстраивать свою работу в зависимости от интенсивности транспортного потока. Впоследствии, отмечает С. Дульфан, эта информация будет передаваться одновременно и на пульт Госавтоинспекции.
В ближайшее время светофоры будут заменены на пр. Ленина и на магистралях, где расположены объекты чемпионата Европы по баскетболу 2015 года, – пр. Московском, пр. Маршала Жукова и пр. Героев Сталинграда.
КП «Харьков-Сигнал» тесно сотрудничает с КП «Харьковзеленстрой», с КП «Дорремстрой», с КП «Харьковводоканал», с КП «Харьковские тепловые сети». «Это службы, без контакта с которыми мы не сможем функционировать, — поясняет Андрей Курлов. — Если нам нужно срезать ветку, мы обращаемся в «Зеленстрой». И они с нами советуются по поводу высадки деревьев. Ведь зелень часто не дает увидеть сигнал светофора. Если ведутся работы по починке или перекладке труб, по прокладке коммуникаций, а это связано с разрытием, обращаются к нам и согласовывают, где можно копать так, чтобы не повредить наши кабели. Установка баннеров тоже проходит через серьезную разрешительную систему, и к нам приходят на согласование. Мы делаем все, чтобы участники дорожного движения были в безопасности. И в этот день я поздравляю автомобилистов с праздником! Желаю, как принято, ни гвоздя ни жезла, а также соблюдения правил дорожного движения. И еще хочу, чтобы никто никогда не попадал в ДТП.