Международный аэропорт «Харьков»: на взлет!
Успешно зарекомендовавший себя на самом высоком международном уровне во время проведения еврочемпионата по футболу Евро-2012 Харьковский аэропорт продолжает развиваться: уже в октябре этого года в Международном аэропорту «Харьков» планируется открытие нового грузового терминала
Осенью новоселье
По словам гендиректора компании-оператора аэропорта Владимира Васильченко, стоимость реконструкции помещений под грузовой терминал составила около 12 млн. грн.
«Это будет современный терминал для обслуживания как авиационных, так и автомобильных грузов», — сообщил В. Васильченко. Он рассказал, что до сегодняшнего дня в аэропорту совсем не было грузоперевозок.
«Мы пользовались очень ограниченными возможностями. Авиакомпании забыли о существовании грузоперевозок. Сейчас мы ведем переговоры уже с авиакомпаниями», — отметил гендиректор. И поделился некоторыми технологическими особенностями будущего грузового терминала. Помещение его будет площадью 1500 кв. метров.
«Оно будет использоваться для хранения и перевалки всевозможных грузов», — подчеркнул В. Васильченко.
Новая концепция государственной программы развития аэропортов
Согласно этому документу, который уже обнародован, правительство готовит украинские аэропорты к приватизации и хочет потратить на них 13,5 млрд. гривень бюджетных денег в ближайшие десять лет. Еще 4 млрд. гривень за это время должны вложить частные инвесторы.
Кабмин отказался от сохранения в госсобственности шести самых больших аэропортов страны, указано в документе.
Концепция, подготовленная Мининфраструктуры, была принята на заседании Кабмина 22 мая.
Основные положения документа сводятся к следующему:
— в течение следующих 10 лет украинские аэродромные комплексы модернизуют за бюджетные деньги. Речь не только о комплексах, входящих в крупные аэропорты, но и о небольших региональных аэропортах (к примеру, в Виннице или Ивано-Франковске);
— частный бизнес будет участвовать в модернизации инфраструктуры аэропортов (терминалов, кейтеринга), объектов неавиционной деятельности и небольших аэродромов, которые используются для нужд авиапрома и спортивной авиации. Среди последних — аэродромы «Киев / Антонов-1», «Джанкой», «Киев» (Чайка);
— пассажирские и грузовые терминалы будут переданы в концессию и аренду;
— ключевые аэропорты Украины — «Борисполь», «Львов», «Донецк», «Одесса», «Харьков» и «Симферополь» — могут стать частными. Положение о закреплении этих аэропортов в собственности государства было принято пять лет назад концепцией развития, которая теперь утратила силу. В принятой концепции такой нормы нет;
— аэродромы и взлетно-посадочные полосы, находящиеся в коммунальной собственности, могут сохранить нынешних владельцев. Предыдущая концепция содержала норму, по которой эти объекты должны быть возвращены центральной власти.
В концепции спрогнозировано, что после ее реализации, в 2023 году, пассажиропоток в украинских аэропортах вырастет в 2,3 раза к 2011 году — до 28,7 млн. человек. Это в 2,5 раза ниже, чем прогноз предыдущей концепции — еще в 2008‑м в профильном министерстве рассчитывали на 70,6 млн. пассажиров в 2020 году.
Половину авиаперевозок в Украине в 2023 году должны обеспечить лоукостеры, говорится в тексте концепции. В Мининфраструктуры также надеются, что за десять лет доля доходов аэропортов от неавиационной деятельности вырастет до 60 % общей выручки. Для сравнения, в 2011 году аналогичные услуги принесли «Борисполю» менее 20 % доходов.
Сумма инвестиций государства — 13,5 млрд. гривень. Из них 11,5 млрд. заплатит госбюджет, 2 млрд. гривень — местные бюджеты. Инвестиции частников Мининфраструктуры оценивает в 4 млрд. гривень за 10 лет.
И хотя в правительстве концепцию поддерживают далеко не все, в сопроводительных документах к тексту немало замечаний: самые спорные нормы — права государства на аэропорты и их инфраструктуру и источники финансирования, — все же реальной альтернативы этому документу пока нет.
Первый — пошел! Вернее — полетел…
А тем временем с 6 июня 2013 года авиакомпания «Авиалинии Харькова» в сотрудничестве с крупнейшим международным туроператором Pegas Touristik начала осуществлять пассажирские авиаперелеты по международным маршрутам из трех украинских городов. В этот же день Международный аэропорт «Харьков» принял первый официальный рейс из Киева и уже отправил первый пассажирский рейс по маршруту «Харьков–Анталия (Турция)».
Согласно полетной программе летнего сезона 2013 года «Авиалинии Харькова» будут выполнять 32 рейса в неделю из трех городов — Харькова, Киева и Донецка. В первую очередь будут освоены такие направления, как Ираклион (Греция), Монастир (Тунис), Анталия (Турция), Барселона (Испания), Шарм-эль-Шейх и Хургада (оба — Египет). На начальном этапе все авиаперевозки по заявленным курортным направлениям (существующим и запланированным к освоению в перспективе) будут осуществляться в тесном сотрудничестве с туристическим оператором Pegas Touristik. В дальнейшем рассматривается вопрос об организации регулярных пассажирских авиаперевозок. Билеты на рейсы «Авиалиний Харькова» будут реализовываться через систему продаж Pegas Touristik как туристического партнера.
Кроме того, до конца следующей недели авиакомпания «Авиалинии Харькова» планирует закупить дальнемагистральный самолет B767‑300 ER. Об этом сообщил директор компании-оператора Харьковского аэропорта В. Васильченко.
«Это дальнемагистральный самолет большой вместимости и большого радиуса полета. Мы надеемся, что получим рейсы в Южную Азию, в частности в Бангкок», — подчеркнул он. По его словам, подобные рейсы выполняются в России.
При этом директор рассказал, что компания была создана за 5–6 месяцев, что является очень коротким сроком.
«Эта авиакомпания станет базовым перевозчиком для аэропорта «Харьков» и позволит аэропорту развиваться более стремительно», — заявил В. Васильченко.
Словом, впереди у Международного аэропорта «Харьков» действительно большой взлет, и мы, и не только харьковчане, желаем ему успехов.