"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

На повестке дня — земельный вопрос

Как стать землевладельцем

Этот вопрос участники Дня открытых дверей задавали чаще остальных. Кто-то хотел обзавестись землей для строительства дома, кому-то был нужен участок под гараж, а кто-то рассматривал землю как удачную инвестицию. Помочь разобраться в этом вопросе мы попросили начальника управления Юрия Санина.
— Если харьковчанин желает получить земельный участок, так сказать «с нуля», ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Харьковский городской совет, — объяснил Юрий Витальевич. — Затем ему понадобится помощь землеустроительной организации, которая разработает проект отвода земельного участка. Проект отвода подлежит согласованию с соответствующими органами. Для получения согласований проекта отвода земельного участка Заявитель подает проект в Центр предоставления административных услуг г. Харькова либо в его районные филиалы. Каждый согласующий орган дает свои согласования параллельно и независимо друг от друга. Срок согласования — 10 рабочих дней. В четко определенную дату заявитель получает в Центре все согласования, что исключает любые бюрократические проволочки. Далее, для проведения самой государственной регистрации заявителю необходимо взять с собой паспорт, справку о присвоении ему идентификационного кода, документацию по землеустройству (согласованную) в письменном и электронном виде и др. Кроме того, нужно будет заполнить заявление установленной формы и оплатить услуги за регистрацию. И здесь важно понимать: Управление Госземагентства в г. Харькове Харьковской области занимается только формированием и регистрацией в Национальной кадастровой системе земельных участков, которые расположены на территории Харькова плюс присоединенные территории.

Собственник сможет найти свой земельный участок по присвоенному кадастровому номеру на Публичной кадастровой карте Украины, которая размещена на официальном веб-сайте Госземагентства Украины по адресу http://map.land.gov.ua/kadastrova-karta.


На этапе регистрации в управлении Госзем-агентства проводится проверка правильности формирования участка землеустроительной организацией, правильность согласования при отводе земли. Фактически государственный кадастровый регистратор на этапе регистрации проверяет правильность оформления документов. После проведения государственной регистрации земельного участка и присвоения кадастрового номера заявителю выдается выписка из Государственного земельного кадастра о внесении сведений в него. Эта выписка необходима Укргосреестру, где согласно с заявлением гражданина осуществляется следующий шаг — государственная регистрация прав на земельный участок. После этого заявитель получает Свидетельство о праве собственности на земельный участок, а кадастровый регистратор вносит информацию о собственниках или пользователях земельного участка в Поземельную книгу.
— Нам нелегко работать в условиях постоянно меняющегося законодательства, — отмечает начальник отдела землеустройства, охраны и рынка земель Любовь Никифорова. — Сначала у нас была одна электронная система, затем был пилотный проект по Харькову, с 1 января прошлого года вступили в действие два Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» и «О Государственном земельном кадастре». В соответствии с ними проводится регистрация земельных участков и оформление прав на них. Сегодня мы работаем в Национальной кадастровой системе. На сегодняшний день законодательно процесс оформления документов на землю и регистрации максимально упрощен. В частности, значительно была упрощена процедура отвода земли. Если раньше согласования зависели от земельной комиссии, в состав которой входили представители 6 ведомств, то теперь обязательными являются согласования земельного органа и органа архитектуры, а остальные ведомства подключаются, если этого требуют характеристики земельного участка. Сегодня вся процедура прозрачна.

Когда третий — не лишний

На мероприятии присутствовали и землеустроители, у которых, как оказалось, роль в оформлении земельной документации едва ли не самая важная, ведь ошибки землеустроительных организаций — это, по статистике, наиболее распространенная причина, почему гражданам отказывают в регистрации участка. «Часто бывает так, — рассказывает Юрий Кундрюков, государственный кадастровый регистратор, — землеустроитель готовит документацию и электронный документ. Заявитель подает их на регистрацию, а в них — ошибки. Тогда заявитель возвращается к землеустроителю на исправление ошибок. Заявитель или соглашается с ошибками, или не соглашается. Необходимо понимать: сегодня система проверки — автоматизирована. При малейших ошибках в предоставленной документации и электронном документе система формирует протокол проведения проверки. Все протоколы электронная система формирует автоматически. Это — гарантия беспристрастности. Поэтому с системой, в отличие от человека, невозможно договориться. Наиболее распространенная проблема — это электронный документ, который не соответствует документации. Часто это выражается в несоответствии поданных документов данным Государственного земельного кадастра (геодезической и картографической основам), данным кадастровых карт (планов), требованиям к составу, структуре и техническим характеристикам электронного документа. Эти критические ошибки не позволяют осуществить регистрацию земельного участка.

С начала 2014 года услугами специалистов Управления Госземагентства в г. Харькове Харьковской области воспользовались 2748 харьковчан.

— Что касается сертифицированных землеустроительных организаций, то наше управление старается работать с ними в тесном контакте, чтобы максимально ускорить процесс оформления документов, — говорит заместитель начальника Управления — начальник отдела Государственного земельного кадастра Юлия Кованева — Чтобы не отвечать за свои ошибки, большинство сертифицированных землеустроительных организаций, изготовив документацию, отдают ее гражданину на руки. Далее гражданин сам обращается в управление Госземагентства в г. Харькове Харьковской области, и при проверке оказывается, что документация изготовлена некачественно, допущены ошибки или не внесена необходимая информация. Поэтому обращаться в управление лучше представителям землеустроительной организации. А еще гражданам необходимо быть внимательными при заключении договора с землеустроительной организацией, обращая особое внимание на сроки и качество выполнения работ. По нашему опыту, можно сказать, что из 150 работающих на сегодняшний день в городе землеустроительных организаций не более 20 предоставляют заказчику действительно качественную услугу, поэтому так важно правильно выбрать землеустроительную организацию, и на этом мы всегда акцентируем внимание.

Кадры решают все

Этот лозунг и его значение трудно переоценить, считает Юрий Витальевич Санин, и особенно в сфере земельных отношений, где залогом качественно выполненной работы является не только профессионализм, но и порядочность: «Из менталитета работников земельной сферы должно навсегда исчезнуть понятие коррупции. Также в земельной отрасли не должно быть работников без профессионального высшего образования и соответствующего опыта работы. В нашем коллективе работают специалисты высокого уровня, многие имеют два диплома, например, наши юристы — это еще и землеустроители с высшим университетским образованием. Такова специфика нашей работы». Кстати, сам начальник управления имеет три диплома: ХИСИ им. А. Бекетова, ХНЭУ им. С. Кузнеца и ХНАУ им. Докучаева.

Сроки оформления документов — от 7 до 14 рабочих дней. Каждый заявитель может сразу узнать, когда будут готовы его документы. Несоблюдение сроков оформления наказывается в административном порядке. Несколько раз в год соблюдение сроков проверяется сотрудниками надзорных органов.
Ценовая политика — большая часть административных услуг предоставляются бесплатно. Перечень административных услуг определен постановлением Кабинета Министров.
Получить консультацию специалистов Управления Госземагентства в г. Харькове Харьковской области можно по телефону «горячей» линии: 760-70-31.

В связи с изменениями в законодательстве в штат управления введена должность государственного кадастрового регистратора. Их действия координирует Виталий Белоенко — заместитель начальника отдела Государственного земельного кадастра. Государственный кадастровый регистратор имеет доступ ко всем ведомостям ГЗК, самостоятельно принимает решения о внесении ведомостей в него, предоставлении таких ведомостей, а также отказ о внесении или предоставлении ведомостей. Государственный кадастровый регистратор имеет собственную печать. Вмешательство в деятельность регистратора каких-либо органов или должностных лиц запрещена.
«К каждому заявителю мы подходим индивидуально и с пониманием. Если на нас и жалуются, — отмечает Юрий Санин, — то это либо посетители, которые обратились не в сферу действия полномочий управления, а соответственно и не получили ответ на свой вопрос, либо посетители, которые, придя регистрировать документы в управление, получив наш мотивированный отказ в регистрации, расценивают это как затягивание срока оформления документов. Мы прекрасно понимаем, как надоели харьковчанам все эти бесконечные изменения в земельном законодательстве, поэтому со своей стороны готовы быть гарантом стабильности и четкости в работе. У нас нет очередей. В дни приема мы работаем до последнего посетителя. Руководство города очень грамотно разместило наше управление: мы работаем в одном здании с профильными исполнительными органами городской власти, и если заявителю нужна консультация, к примеру Департамента архитектуры, градостроительства и генерального плана или Департамента земельных отношений, мы обращаемся к коллегам за помощью и нам всегда идут навстречу».