Наш паровоз, вперед лети, или Путешествие сквозь время

25.07.2014 08:52   -
Автор:
Хранитель музея Василий Прокофьев провел экскурсию для читателей «Харьковских известий». Несмотря на то что наше путешествие началось и закончилось на станции «Харьков-Пассажирский», мы смогли ощутить разные исторические железнодорожные эпохи и вспомнить детские восхищения, вызванные «загадочной» техникой.
Музей состоит из трех залов, разделенных по периодам истории: «Зеленый зал» (дореволюционный период строительства и становления Курско-Харьковско-Азовской дороги), «Красный зал» (советский период развития ЮЖД) и «Синий зал» (история развития во времена независимой Украины).
Более 500 экспонатов размещены в крытом выставочном павильоне. Железный домкрат, тележка Турунова для перевозки рельсов, кружка для суфляжа, приспособления для изгиба и переноса рельсов, маховые лопаты и многие другие инструменты, технические средства, документы и чертежи столетней давности, которые железнодорожники магистрали бережно собирали и сохранили до сегодняшнего дня.
Одной из главных и, пожалуй, самых эксклюзивных достопримечательностей музея является огромный типовой макет маршрута поезда известного харьковского моделиста и конструктора Бориса Федорова. Целью автора было с филигранной точностью воссоздать не только сам поезд, но и железнодорожный участок с копиями зданий вокзалов и даже людьми, размером с копеечную монетку. На макете функционирует миниатюрная автоматическая система переключения светофоров, переводов стрелок и железнодорожным переездом. Весь макет с моделями паровозов и поездов Федоров создавал вручную в течение двадцати лет, в 70‑80 годы.
«В ближайшее время музей ожидает металлическую шпалу, которая выпускалась только в Германии во время Первой мировой войны. Она забетонирована недалеко от Харькова. После ее извлечения, в музее появится еще один уникальный экспонат», — отмечает Василий.
Еще один интересный экспонат харьковского музея — оригинальный паровоз на угле серии «Эр», построенный в 1955 году на заводе «Mavag» в Венгрии. До 1979 года паровоз перевозил грузовые составы при локомотивном депо Смородино ЮЖД, а затем был отправлен «на пенсию». В 2008 году паровоз участвовал в праздновании 100-летия станции Основа. Новому харьковскому музею истории и ж / д техники паровоз «Эр» был передан после реставрации локомотивным депо Ровно в этом году.
Тем, кто хочет совершить путешествие сквозь время, должен хоть раз побывать в этом музее, который расположился на территории бывшей станции «Харьков-Товарный», недалеко от главного железнодорожного вокзала магистрали «Харьков-Пассажирский» — сразу за Северным терминалом.