Не надо бояться человека с жезлом
— Владлен Михайлович, человеку, отправляющемуся в дорогу, желают «ни гвоздя, ни жезла». Ну, с гвоздем все понятно, а человек с жезлом. Неужели все так плохо для автолюбителя при встрече с сотрудником ГАИ?
— В. М. В основном работники ГАИ при исполнении служебных обязанностей на дорогах Харькова находят взаимопонимание с автолюбителями. Я не исключаю того факта, что, возможно, на дорогах и попадаются нечистоплотные на руку сотрудники ГАИ. В этом случае автолюбитель должен немедленно позвонить на «телефон доверия» ГАИ 704-15-81, и я даю стопроцентную гарантию, что разобравшись в ситуации, и при подтверждении факта недобросовестности сотрудника руководство применит самые строгие санкции к нерадивым работникам. Так что нет никаких предпосылок к тому, чтобы автолюбители боялись этого пресловутого жезла. Работа всех подразделений госавтоинспекции направлена только на одно — на дорогах должно действовать железное правило «не нарушай правила и тебя никто не остановит».
Очень тесная, плодотворная работа ведется у нас с автоперевозчиками. Здесь трудится та категория водителей, которая, работая на транспорте общего пользования, несет большую ответственность за безопасность пассажиров. У нас есть взаимопонимание с руководителями предприятий, регулярно проводится совместная работа в плане улучшения безопасности дорожного движения. В Харькове 13 автоперевозчиков, службой Госавтоинспекции было проверено 873 транспортных средства, которые занимаются перевозкой пассажиров. По итогам проверки из-за выявленных недостатков 21 руководитель был привлечен к административной ответственности. И как результат, по сравнению с прошлыми годами значительно снизилось количество ДТП, связанных с автоперевозчиками. Если в прошлом году произошло 199 ДТП и 56 пассажиров получили травмы различной степени, то в этом году произошло 56 ДТП, в которых пострадали 34 пассажира.
— За последние 5–10 лет резко увеличилось количество автотранспорта на городских магистралях. А это значит, что, с одной стороны, увеличилась нагрузка на сотрудников ГАИ, а с другой — на дороги выехало много еще неопытных водителей. Как-то это повлияло на взаимоотношения между вашими сотрудниками и водителями?
— Отношение сотрудников автоинспекции к водителям изменилось только в одном. Сейчас основной упор мы делаем на профилактическую работу среди участников дорожного движения. На первый план выходит общение, то есть, если водители грубо нарушают правила дорожного движения, чем создают угрозу ДТП, естественно, работники ГАИ реагируют на это жестко, составляют административные протоколы. Многие водители делают после этого правильные выводы. А что касается самих водителей, то замечу, у старшего поколения воспитание другое, и с ними мы быстрее находим взаимопонимание, а среди молодежи иногда попадаются водители с неадекватным поведением.
Хочу также отметить следующее. Еще можно услышать среди автомобилистов разговоры на тему, что якобы сотрудникам ГАИ дают план по составлению админпротоколов. Поверьте, нет никаких планов, и их никто перед инспекторами не ставит. Это все осталось в прошлом. Повторю, сейчас задача сотрудников ГАИ — профилактика правил дорожного движения, а административное воздействие применяются только к тем, кто грубо нарушает эти правила. Когда инспектор несет службу по дорожному надзору, он не преследует цель составления определенного количества административных протоколов.
— Вот мы и подошли к теме, которая волнует многих участников дорожного движения. Как водителей, так и пешеходов. Речь идет о мажорах, не признающих никаких правил.
— Это та категория водителей, которые грубо нарушают правила дорожного движения, и отношение у нас к ним одно. Мы очень жестко реагируем на их поведение на дороге. Все их выкрутасы пресекаются на корню, и мы даем им понять, что никаких привилегий у них нет и быть не может, а перед законом все равны.
— А если в этом случае начнутся звонки лично вам, как к руководителю ГАИ города, с просьбой не наказывать провинившееся чадо?
— На этой должности я работаю уже 4 месяца и честно говорю, таких звонков не было. Хотя, просматривая ежедневную сводку, вижу, что есть случаи нарушения ПДД со стороны этой категории водителей, и к ним применены самые суровые санкции.
— Как вы оцениваете эффективность службы, по каким критериям определяется, хорошо или плохо инспектор ГАИ выполняет свою работу?
— В первую очередь, мы рассматриваем показатели в работе по совершенным ДТП на маршруте патрулирования инспектора, который несет службу согласно дислокации. И если на этом участке дороги совершается ДТП — это и влияет на показатели его работы. Еще мы учитываем такие составляющие, как обнаружение транспортного средства, находящегося в угоне, остановка транспорта, осуществляющего незаконные перевозки. Ну и бывают случаи, когда при досмотре подозрительного транспорта обнаруживаются наркотические вещества, оружие. Вот на основании этих показателей мы и даем оценку работе сотрудника.
— Есть ли у нас в Харькове участки, где происходит много аварий, и что делает госавтоинспекция, чтобы свести их на нет?
— В Харькове на сегодня есть 122 места концентрации ДТП. Им мы уделяем особое внимание, и здесь регулярно несут службу сотрудники дорожно-патрульной службы (ДПС). На этих участках своевременно обновляются дорожные знаки, дорожная разметка, под постоянным контролем уличное освещение. И могу сказать, что в итоге эта работа дала результат. Из года в год наблюдается тенденция по снижению аварий. К примеру: в этом году в результате ДТП погибло почти вполовину меньше людей, чем в прошлом.
— В начале нашей беседы вы упомянули о «телефоне доверия» ГАИ. То есть действует обратная связь автолюбителей с вашими службами. А были ли ситуации, когда сотрудник ГАИ поплатился за нарушение закона, своих должностных обязанностей?
— Да, «телефон доверия» есть в дежурной части ГАИ (тел. 704-15-81). Он работает круглосуточно, и все входящие звонки от участников дорожного движения находятся у нас на контроле. В случае, если водитель не согласен с действием сотрудников ГАИ, он обращается к нам с заявлением. Руководитель лично встречается с заявителем, чтобы он конкретно пояснил, с какими действиями сотрудника ГАИ он не согласен. После чего заявление объективно рассматривается и выносится решение. Таким образом, ситуация полностью нами контролируется. Да, были случаи, когда инспектор ГАИ превышал свои полномочия, и эти сотрудники были привлечены к дисциплинарной ответственности.
— Сейчас многие автолюбители устанавливают на своих автомобилях видеорегистраторы. Помогают ли они вам при рассмотрении причин ДТП и определении, кто из водителей виноват?
— Юридически показания видеорегистратора не могут быть использованы как доказательство в той или иной ситуации при совершении административного правонарушения. Нет еще законного основания для этого. Но как специалист скажу, видеорегистратор действительно помогает нам разобраться в реальности происшедшего и облегчает работу сотрудникам ГАИ для объективности рассмотрения данного происшествия.
— Актуальная проблема — дорога и дети. Что делается для того, чтобы снизить детский травматизм и смертность на дорогах?
— У нас регулярно поводятся конкурсы юных инспекторов дорожного движения. Харьковские школьники частые гости специально оборудованного мини‑городка в областном управлении ГАИ, где на реальных перекрестках и пешеходных переходах сотрудники ГАИ рассказывают им, как правильно вести себя на дороге. Наши сотрудники частые гости в харьковских школах, где они проводят лекции, беседы. А родителей мы просим по возможности наклеивать на верхнюю одежду детей светоотражательные элементы, что делает их более заметными в вечернее и ночное время.
— Какие требования предъявляются к кандидатам, которые хотят посвятить себя работе в органах ГАИ?
— Кандидат должен пройти службу в армии, либо быть годен к строевой службе, быть физически здоровым, иметь удостоверение водителя. Что касается образования, то предпочтение мы отдаем тем, кто имеет юридическое или автотранспортное образование.
— По случаю Дня автомобилиста что бы вы пожелали тем, кто сидит за рулем?
— Хотелось бы в первую очередь пожелать крепкого здоровья и безаварийной езды. Соблюдать правила дорожного движения и действовать в рамках закона. Уважаемые автомобилисты, желаю также, чтобы при виде сотрудника ГАИ на дорогах вы видели в нем в первую очередь советника и помощника. Их повседневная работа связана с организацией и контролем дорожного движения в первую очередь.