Пешеход всегда прав. Пока жив
«Пешеход всегда прав. Пока жив». Этот афоризм сатирика Михаила Жванецкого как нельзя лучше характеризует отношение к пешеходам в нашей стране. Безусловно, многие могут поспорить о степени вежливости и водителей, но в целом общая картина на наших дорогах примерно одинаковая. Это подтверждает, к сожалению, и печальная статистика ДТП в Харькове.
«Каждый день в Украине происходит около 70 ДТП, в которых погибает от 11 до 13 человек, а еще около100 получают всевозможные травмы и повреждения, — говорит глава общественной организации «За безопасность пешеходов!» Виктор Козорез. — Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что за последнее время значительно увеличилось количество погибших и травмированных пешеходов. Так, только за 2012 год под колесами автомототранспорта в Украине погибло 1875 пешеходов, в том числе 134 ребенка. На долю пешеходов в Украине приходится примерно 40 % всех смертельных ДТП, что является одним из самых высоких показателей в европейском регионе».
В Харьковской области статистика тоже неутешительная: в минувшем году произошло 964 ДТП, связанных с наездом на пешеходов. Погибло — 113 человек, травмировано — 846.
Активисты общественной организации «За безопасность пешеходов!» разработали целый проект для борьбы за права и отстаивание интересов пешеходов. Проект называется «Общественное лоббирование внедрения стандартов Евросоюза о защите прав пешеходов в Украине», его уже одобрил и оказал финансовую поддержку для его реализации международный фонд «Возрождение». Правозащитники намерены вести диалог с представителями украинской власти на всех уровнях: от органов местного самоуправления до президента и депутатов ВР.
В частности, харьковские активисты разработали специальный дорожный знак «направление движения пешеходов». «Это знак, которого в Украине еще не было, но он очень необходим, — подчеркнул В. Козорез. — Зачастую пешеходы передвигаются хаотично, переходят дорогу в неположенном месте, потому что не знают, где находится ближайший пешеходный переход. Примерно такая ситуация на улице Сумской в районе реставрации Исторического музея: из-за ограждения людям не видно перехода и по инерции они идут прямо под машины».
Основной механизм решения вопроса дорожной безопасности представители общественной организации видят именно в информированности пешеходов: будь то дополнительные дорожные знаки, предупредительные сообщения в общественном транспорте или сообщения в СМИ об ухудшающихся погодных условиях и ситуации на дорогах.
Кроме того, правозащитники настаивают на появлении в Харькове знака, ограничивающего скорость передвижения автомобилей до 20 км / ч. Намерены активисты продолжить диалог с городскими властями по поводу появления в Харькове пешеходной зоны на улицах Квитки-Основьяненко и Университетской. В. Козорез привел в пример Львов, в котором 5 пешеходных зон, и Лондон, где въезд в центр города платный.
В центре внимания общественников и опыт развитых европейских стран, где безопасность дорожного движения не пустой звук, и установка псевдообъемных пешеходных переходов, знаков пешеходного перехода со светодиодами и вообще установка освещения над каждым переходом, а каждого пешехода неплохо было бы снабдить так называемыми фликерами (светоотражающими брелоками).