С 1 апреля 2019 года вступили в силу государственные строительные нормы (ГСН) инклюзивности зданий и сооружений. Это означает, что любой человек, независимо от своих физических способностей, должен иметь возможность попасть в здание и получить нужную ему услугу. Если раньше подобные нормы носили рекомендательный характер, то теперь являются обязательными к выполнению.
Как сообщил директор Департамента здравоохранения ХГС Юрий Сороколат, ежегодно в медучреждениях Харькова проводится большая работа по созданию комфортных условий обслуживания людей с инвалидностью и свободного доступа данных категорий граждан ко всем объектам социальной инфраструктуры:
— В настоящее время в Харькове функционируют 66 коммунальных некоммерческих учреждений здравоохранения. Учитывая новые нормы инклюзивности, медучреждениями были выполнены соответствующие работы на общую сумму более 13,9 млн гривен. За средства Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ) установлены и переоборудованы 36 пандусов на сумму свыше 5,1 млн грн. В частности, в городской детской клинической больнице № 19, детской больнице № 24, городских клинических больницах № 27, 28, а также в поликлиниках № 20, 6, 9, 18 и др.
Также в ряде медучреждений (больница скорой неотложной помощи им. профессора Мещанинова, городская клиническая больница № 7, детская больница № 24, городская многопрофильная больница № 17, больницы № 30, 31 и пр.) проведены работы по переоборудованию санитарно-гигиенических комнат в количестве 40 единиц на сумму более 9,6 млн гривен за средства НСЗУ и городского бюджета. В больнице № 28, поликлиниках № 3, 22, детских поликлиниках № 13, 23 и некоторых других учреждениях города было смонтировано 6 внешних и внутренних подъемников в виде платформ, а также вертикальных подъемников на общую сумму 526,4 тыс. гривен. Кроме того, проведены мероприятия по обустройству прилегающих территорий, созданы места для парковки личного автотранспорта. Также в медучреждениях была внедрена дистанционная онлайн-услуга сурдоперевода, в каждом учреждении здравоохранения установлены специальные тактильные таблички с шрифтом Брайля и многое другое.
Глава Харьковской общественной организации незрячих юристов Олег Лепетюк отметил, что люди с дополнительными потребностями часто сталкиваются с проблемой взаимодействия между медперсоналом и пациентом.
— В этом я убедился на собственном опыте, когда болел коронавирусом. Медперсонал, включая сотрудников скорой помощи, санитаров, медсестер, не всегда знают, как правильно общаться с незрячими пациентами. Что касается посещения поликлиник, я, например, с трудом понимаю, каким образом я могу самостоятельно прийти на прием к семейному врачу и решить те или иные вопросы. Очень часто требуется посторонняя помощь непосредственно на месте. Поэтому было бы неплохо организовать на базе городских поликлиник услугу по сопровождению людей, имеющих проблемы со зрением, — пояснил он.
Члены Комитета учли данное предложение. По словам Юрия Сороколата, в поликлиниках города назначат 2—3 человека из числа медперсонала, которые будут помогать в сопровождении людей с нарушением зрения.