Прокурорский надзор: пути совершенствования
За «круглым столом» собрались практики и ученые, чтобы обсудить, что нужно сделать, какие организационные меры применить, чтобы работа правоохранительных органов была наиболее эффективна.
Дело в том, что новый Закон, несмотря на название «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам усовершенствования деятельности прокуратуры», существенно урезает функции органов прокуратуры. На подобном усовершенствовании, то есть на ограничении функций украинской прокуратуры, неоднократно настаивал Совет Европы.
Защитить слабого
«Этими изменениями, — пояснил прокурор Харьковской области Геннадий Тюрин, — ставится точка в спорах — нужна или не нужна правозащитная функция органам прокуратуры. Так вот сегодня она в первую очередь направлена на защиту интересов граждан, которые сами защитить себя не могут. То есть сужаются основания для представительства прокурором интересов граждан в суде — к ним будет относиться только неспособность гражданина самостоятельно защитить свои нарушенные или оспариваемые права или реализовать процессуальные полномочия из-за физического или материального состояния, несовершеннолетия, преклонного возраста, недееспособности или ограниченной дееспособности. Причем наличие таких оснований прокурор должен будет подтвердить путем предоставления суду доказательств. Все остальные граждане будут защищать свои права в судебных инстанциях или в органах исполнительной власти самостоятельно».
Разделить полномочия
Следующее важное новшество касается полномочий прокуроров при проведении проверок. Если раньше на любую жалобу прокуратура реагировала проверкой, то теперь прокурорская проверка осуществляется только в случае проведения предварительной проверки соответствующим органом контроля, или если такая проверка не была проведена в срок. То есть, когда поступает заявление о том, что на предприятии несвоевременно или не в полном объеме выплачивают зарплату, туда направляется не прокурор, а инспекция по труду.
И с жалобой на ЖЭУ уже нельзя обращаться в прокуратуру, пока ее не изучат в местном исполкоме. Но если сроки принятия решений властью будут нарушены, тогда разрешено вмешаться прокурору.
«В государстве на сегодняшний день имеется достаточно большое количество контролирующих органов, — отметил Г. Тюрин, — и они должны работать. Безусловно, нужен такой государственный орган, который стоит над всеми ними. Ранее эту функцию осуществляла прокуратура, но надзор был настолько широк, что очень сложно было равномерно распределять усилия по всем направлениям. Очевидно, что это недостаточно эффективно и в первую очередь с точки зрения расходования бюджетных средств. Органы контроля созданы не случайно, и прокуратура не должна выполнять их работу, она только будет следить, чтобы каждый качественно выполнял свою. Согласно новому законодательству особое внимание мы должны уделять только самым важным вопросам жизни общества. Поэтому определены приоритеты для надзорной функции органов прокуратуры. То есть из всех взаимоотношений, которые регулируются законодательством, в ведении прокуратуры остается условно десять. Что сегодня самое важное? Чтобы выплачивалась зарплата, чтобы своевременно и в полном объеме выплачивались пенсии, чтобы активно велась борьба с коррупцией, вопросы земельных отношений и некоторые другие не менее важные. Вот куда на сегодняшний день будут направляться все усилия органов прокуратуры».
Проверка с уведомлением
И самое, пожалуй, значительное изменение, которое вызвало наиболее острое обсуждение в ходе «круглого стола» и наиболее доброжелательно будет принято обществом, состоит в том, что начинать прокурорскую проверку теперь можно будет только при условии письменного уведомления проверяемой стороны. То есть, чтобы начать проверку, прокурор должен вынести мотивированное постановление и обосновывать необходимость совершения конкретных действий — например, истребования документов, содержащих банковскую или коммерческую тайну. Но и это не самое главное. Получив уведомление, руководитель того субъекта, который назначен к проверке, имеет право обжаловать это постановление у вышестоящего прокурора или в суде. И таким образом избежать проверки!
«Это элемент демократии, который защищает субъекта предпринимательской деятельности или представителя органа власти, контроля… Он может таким образом в случае несогласия защитить свои права. То есть он может уточнить в вышестоящих инстанциях, есть ли основания для этой проверки», — пояснил Геннадий Тюрин.
Участники «круглого стола» пришли к единодушному мнению, что сегодняшние реалии обуславливают новые основы в организации работы прокуратуры, которые бы позволили существенно повысить эффективность ее основных функций и ее предназначения — стоять на страже защиты прав человека и интересов государства.