Самый необычный вокзал Украины

30.08.2017 07:54   -
Автор:
— Мама, смотри, это поезд из «Гарри Поттера»! — И малыш верит в волшебство, ведь убедился воочию в его существовании. На самом деле, это не магия, а музей истории Южной железной дороги и железнодорожного транспорта. Здесь действительно можно увидеть уникальные поезда, ведь в музее есть оригиналы железнодорожной техники прошлого века. И каждый посетитель, будь- то приезжий или харьковчанин, делает селфи с удивительной техникой и делится им в социальных сетях, словно и правда побывал на сказочной Платформе 9 и три с четвертью, а не на вокзале «Харьков — Пассажирский».
История Южного вокзала. Железнодорожную станцию «Харьков — Пассажирский» начали строить в 1868 году, вблизи Холодной горы, на территории так называемой Архиерейской левады по проекту архитектора Андрея Тона. Первый пассажирский поезд на вокзал из Белгорода прибыл в 11.30 22 мая 1869 года. Уже вскоре было организовано постоянное движение поездов Курско-Харьковско-Азовской железнодорожной веткой, ради которой, собственно, и строили харьковский вокзал. Именно с этой даты начинается история главного вокзала города, который стал одним из крупнейших в Российской империи.
Само здание железной дороги реконструировали три раза. Последней перестройки она претерпела в послевоенные годы. Современный вид вокзал приобрел в 1952 году, после реконструкции разрушенного во время Второй мировой войны здания. Сооружение выполнено в стиле сталинского ампира с элементами классицизма. Украшением главного зала является роскошная люстра весом почти пять тонн. С обеих сторон центрального зала расположены Северная и Южная башни высотой 42 м. Общая площадь помещений вокзала — 32,6 тысячи кв. м, платформ и тоннелей — 33,1, тысячи кв. м. Привокзальная площадь занимает территорию в 6,0 тысячи кв. м. Вся территория вокзала составляет 4,8 га. Высота здания самого вокзала составляет 26 м. Вокзал имеет семь пассажирских платформ, которые соединяются двумя тоннелями и наземным переходом. Именно с Южного вокзала в 2001 году отправился первый в Украине скоростной поезд «Столичный экспресс» сообщением Харьков — Киев.
Площадь Привокзальная. Привокзальная площадь возникла во второй половине XIX века на месте бывшей тутовой плантации. Сначала она носила название Архиерейского луга, а после того, как 1860‑х годах построили железнодорожный вокзал, территория луга превратилась в железнодорожный городок. В начале XX века здесь построили здание Управления Южных железных дорог, окончательно сформировав контуры современной площади. А в 1920‑х годах построили здание Центра почтовой связи Харькова. Говорят, что сначала на этом месте планировали построить Госпром, но позже решили строить Дом Промышленности в центре города. Кстати, трамвайный круг раньше находился на территории современной Привокзальной площади. Перенесли его на привычное для харьковчан место — возле Управления Южной железной дороги — только в 1950‑х годах. А вот современный вид площадь приобрела в начале 2000‑х, когда после реконструкции здесь построили фонтаны.
Сегодня Привокзальная площадь вместе со зданиями Южного вокзала, Управлением Южной железной дороги и Центром почтовой связи создают уникальный архитектурный ансамбль, который является одной из самых известных визитных карточек города.
Самый большой самовар Украины. В помещении Южного вокзала находится самый большой в Украине действующий самовар. Его объем — 360 литров, вес составляет более 3 центнеров, высота — почти два метра. Рассчитан на 1800 чашек. Над изготовлением этого гиганта 40 запорожских мастеров трудились в течение трех месяцев. Он хорошо держит температуру, как настоящий термос. Если его вскипятить и оставить на восьмиградусном морозе, то и через сутки вода в нем будет горячей — 40 градусов. В разгар народного гулянья ароматного чая в течение двух часов могут отведать две с половиной тысячи человек. Вторая партия напитка будет готова через сорок минут после первой. А за день согреть душу у самовара могут до 10 тысяч человек. Этот великан и сейчас выполняет свои функциональные обязанности. Здесь работает кафе.
Музей. На территории Южного вокзала находится уникальный музей истории Южной железной дороги и железнодорожного транспорта. Он был открыт в 1967 году. Здесь можно не только об истории развития украинской железной дороги узнать, но и уникальные поезда увидеть, ведь в музее есть оригиналы железнодорожной техники прошлого века.
Музей состоит из трех залов, разделенных по эпохам: Зеленый зал (дореволюционный период строительства и становления Курско-Харьковско-Азовской дороги), Красный зал (советский период развития Южной железной дороги) и Синий зал (история развития во времена независимой Украины). Здесь собрано множество старинных и редких экспонатов, уникальные документы и фотоснимки, макеты подвижного состава. Достопримечательность музея — огромный макет маршрута скоростного «Столичного экспресса Харьков — Киев», который с точностью воссоздает не только сам поезд, но и железнодорожный участок Киев — Харьков с копиями зданий вокзалов Киева, Харькова, Полтавы-Киевской и Миргорода. На макете функционирует система автоматической централизации со светофорами, стрелочными переводами и железнодорожным переездом, а поезд отправляется и делает остановки под музыку и объявления дикторов. Несколько лет назад завершилась реконструкция музея истории и железнодорожной техники Южной железной дороги, приуроченная к 145-летнему юбилею дороги. Помимо общего ремонта зданий, капитально обновили коллекцию экспонатов, нашлось место даже для раритетов типа паровоза «Феликс Дзержинский».
Изюминки вокзала. Примечательно, что в 1906 году на харьковском вокзале впервые начали работать женщины-носильщики, которые выполняли свои обязанности не хуже мужчин.
В 1912 году появилась телеграфная связь, тогда на вокзале установили трансляционный аппарат Уинстона.
На первой платформе можно увидеть памятник герою романа «Двенадцать стульев» отцу Федору. Его открыли в 2001 году. Бронзовая скульптура Федора размещена на мраморном постаменте. В правой руке литературный герой держит конверт с письмом, в левой руке — чайник. На постаменте имеется цитата из его письма жене: «Харьков — город шумный, центр Украинской республики. После провинции кажется, будто за границу попал».
Также на вокзале можно найти самые большие часы города. Они находятся на Южной башне, диаметр составляет 4,25 м.
А в 1896 году здесь был снят один из самых первых фильмов времен Российской империи. Это была документальная лента Альфреда Федецкого — «Смотр Харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе».
По материалам Depo. Харків