Сядешь и просто нажимаешь на педаль
Сегодня в Украине существует множество организаций, которые специализируются на выпуске велосипедов и могут предложить огромное разнообразие моделей. В условиях такого интенсивного развития данной отрасли промышленности тема возникновения и эволюции велостроения в Украине приобретает большую актуальность. Итак, самым первым звеном в цепочке становления и развития велосипедного машиностроения в Украине является Харьковский велосипедный завод им. Петровского (ХВЗ), созданный в 1923 году. В ноябре 2013 года произойдет знаменательное событие — заводу исполнится 90 лет.
Харьковский велозавод — одно из старейших велосипедных производств Европы, со своей богатой историей и традициями. Уже не все помнят, что на первых велосипедах завода в середине двадцатых годов прошлого века студентами Государственного института физической культуры И. Фрейдбергом и А. Князевым было осуществлено длившееся три года кругосветное путешествие, его участники пересекли Сибирь, Китай, Японию, страны Латинской Америки и Европы.
В свое время широко были известны такие модели дорожных велосипедов харьковского производства, как «Украина», «Спутник», «Турист», а среди спортивных — «Старт-шоссе» и «Спорт-шоссе». Популярнейшим из велосипедов ХВЗ в довоенное время стал дорожный велосипед «Украина», выпуск которого освоили в 1926 году. В последующие годы эту модель много раз совершенствовали. На легендарной «Украине» осваивали велосипедную езду миллионы людей. На заводе производили и подростковые велосипеды «Орленок», «Ласточку».
Про работу Харьковского велозавода в послевоенное время (1946–1976 гг.) многое можно узнать по документам Центрального государственного научно-технического архива Украины (ЦГНТА), которые были переданы на постоянное государственное хранение в архив Харьковским велозаводом в 2003 г. В основном это графическая документация — сборочные чертежи, детали, спецификации по проектированию различных видов дорожных и спортивных велосипедов для всех возрастных групп населения. Технические документы ЦГНТА Украины свидетельствуют о том, что харьковские велостроители активно работали в послевоенные годы. Конец 40‑х и начало 50‑х годов для ХВЗ ознаменовались завершением процесса восстановления разрушенного в годы войны производства, становлением и ростом предприятия. На заводе разрабатывали новые, более совершенные модели велосипедов как для массового потребителя, так и для профессиональных спортсменов.
Ярким примером новых творений в отрасли велостроения 1950‑х годов и ценным историческим документом, который хранится в ЦГНТА Украины, является «Отчет о разработке конструкций и изготовлении опытных образцов 10 новых типов велосипедов» 1955 года. Тогда Центральное конструкторско-технологическое бюро вело-
строения совместно с ХВЗ запроектировали и создали опытные образцы новых моделей дорожных и спортивных велосипедов. Среди них можно выделить интересные варианты: велосипед с прицепной коляской В-93, с двигателем Д-4, велосипед с повышенной грузоподъемностью В-113, а также двухместный спортивно-трековый «Тандем» В-94, созданный для условий гонок с повышенной скоростью и при увеличенной нагрузке.
Харьковский велозавод был единственным предприятием в СССР по производству спортивных моделей велосипедов, что говорит о немаловажной роли завода в развитии велосипедного спорта. Победы наших велосипедистов в международных соревнованиях во многом были обусловлены разработками ХВЗ. Специально для участия советских спортсменов в международной гонке Пра-га — Берлин — Варшава в 1955 году была изготовлена партия спортивно-шоссейных велосипедов В-55 «Чемпион». Эта модель дважды совершенствовалась: в 1957‑м освоена модель В-551 «Чемпион», а в 1962‑м — новая конструкция гоночного велосипеда модели В-552 «Чемпион», который считался велосипедом высокого класса, индивидуального изготовления и предназначался для ведущих спортсменов, участвующих в международных и всесоюзных спортивных соревнованиях.
К Московской Олимпиаде 1980 года инженеры ХВЗ специально разработали и изготовили единичные экземпляры велосипедов — «Чемпион-шоссе» для шоссейных гонок и «Рекорд» — для трековых. Сейчас эти модели являются ценными раритетами и коллекционеры считают за честь иметь их в своих коллекциях. Настоящим шедевром среди спортивных моделей стал велосипед 155-412 «Старт-шоссе Москва-80» (1979–1981), который считался одним из лучших в советское время. К сожалению, на Олимпиаде-80 сборная СССР на них так и не выступила.
Велосипеды, производимые в Харькове, были очень популярны не только в СССР, но и во всем мире. Они не утратили популярности и по сей день, несмотря на интенсивное развитие современного велопроизводства. Сейчас наблюдается интерес людей к достижениям прошлого. В социальных сетях создаются различные группы почитателей ретро‑машин, в частности старых, добрых советских велосипедов производства Харьковского велосипедного завода.