Студенческие льготы на проезд может вернуть внеочередная сессия горсовета
Об этом говорится в заявлении оргкомитета акции, распространенном в соцсетях, при этом студенты оставляют за собой право ее все же провести, если на предстоящей сессии горсовета решение о возвращении льгот принято не будет.
А накануне, во вторник, харьковские студенты — организаторы «полутораметровой акции-протеста» и ректоры вузов встретились с Харьковским городским головой Геннадием Кернесом, чтобы обсудить вопрос льготного проезда в подземке.
Мэр сразу же отмел все ультиматумы: «Не надо тут никого пугать. Уже пуганые. Я за вас, — обратился к студентам Геннадий Кернес. — Поэтому я сознательно пригласил сюда ректоров, представителей высших учебных заведений. На сегодняшний день не город вас лишил льготы, а закон о государственном бюджете на 2015 год. Чтобы решить данный вопрос, нам необходимо определить, какой будет льгота и порядок ее предоставления. Также нужно, чтобы ХОГА предусмотрела свои расходы, что она обязана сделать по постановлению Кабмина».
Для этого при Харьковском городском совете создана рабочая группа, которая займется вопросом льготного проезда студентов в метрополитене.
Руководить рабочей группой будет советник городского головы Евгений Водовозов. По словам главы совета ректоров Виля Бакирова, в нее войдут проректоры медуниверситета и политехнического института, представитель университета им. Каразина, а также члены студенческого профсоюза и самоуправления.
Руководство вузов должно будет предоставить рабочей группе списки студентов, которые претендуют на льготу. Виль Бакиров не исключает, что списки студентов, которые использовались в минувшем году, могут быть пересмотрены, и кто-то льготы лишится.
«Верховная Рада изменила порядок финансирования льгот. Теперь их в своих бюджетах могут предусмотреть местные советы. Студенты должны понимать, что это не злая воля какого-то руководителя — это новый порядок финансирования, который вступил в силу с 1 января. Чтобы принять правильное решение, нужна рабочая группа. Нам нужно будет посчитать, сколько необходимо денег и какие студенты нуждаются в этой льготе. Раньше подавали всех подряд. Теперь нам придется эти списки пересмотреть. Предварительно на льготный проезд студентов в метро нужно 40 миллионов гривень. Речь идет о двухразовом проезде в метрополитене одного студента в день. Мы уточним эту сумму, и 21 января на сессии какое-то решение будет принято», — отметил Виль Бакиров.
«Полутораметровый протест» — акция названная так самими студентами в связи с тем, что компенсация за проезд в метро для них составляла 50 %, т. е. полторы гривни от стоимости билета в три гривни.
Напомним, что студенты выдвинули пять требований к Харьковскому горсовету, которые озвучил на встрече с мэром председатель областного студенческого совета при Харьковской облгосадминистрации Никита Андреев. По его словам, первое требование, которое даже не подлежит обсуждению, – это возвращение льготного проезда в метро. Студенты также требуют:
• пересмотра формата льгот в харьковском наземном электротранспорте;
• создания инициативной группы или консультативного органа, с которым бы согласовывались решения горсовета, касающиеся студентов;
• присутствия представителей студентов на сессиях горсовета, где принимаются решения, касающиеся студентов;
• проведения конкурса грантов для молодежных организаций и возможности получения грантов на условиях конкурса органами студенческого самоуправления вузов Харькова.
«Эта акция — не самоцель. Если будет официально публично объявлено, что льготы будут возращены с конкретной даты, мы не будем раскачивать ситуацию. Мы понимаем, что Харьков — прифронтовой город, и если нас услышат, то мы отменим акцию, которая запланирована на 15 января. Например, если нам скажут, что решение будет принято на сессии горсовета 30 января, то мы перенесем акцию на 1 февраля, и будем проводить ее, если решение не примут. Мы настроены конструктивно», — отметил Н. Андреев.
Он рассказал, что в акции протеста запланировано участие 1 тыс. человек. Участников будет немного, потому что значительная часть вузов сейчас на каникулах, студентов нет в Харькове. Акция пройдет без партийных флагов и политических лозунгов, ее участники соберутся возле памятника «Летящая Украина» на пл. Конституции и пройдут к зданию горсовета, где проведут митинг-перфоманс. «Если нас не услышат, то в феврале мы проведем следующую акцию, на которую соберем 10 тыс. участников», — добавил Н. Андреев.
Он также пояснил, что льготы на проезд в трамвае и троллейбусе существуют давно, деньги на них выделяются (около 16 млн. грн. в год), но студентам пользоваться ими невыгодно. Льготный билет на месяц стоит 120 грн., то есть его полная стоимость — 240 грн. Чтобы приобретение такой льготой карточки было выгодно, студент четыре раза в день должен пользоваться билетом, что нереально.
Н. Андреев также рассказал, почему студенты добиваются льгот на проезд в метро. «Есть много студентов, которые живут на стипендию в 700 грн. Льгота на проезд в метро составляет около 10 % их дохода, а это существенная сумма, так как нужно еще оплатить за проживание в общежитии (это около 300 грн.), покупать канцелярские товары. А студенты есть разные — и бедные, и зажиточные. Возможно, нужно изменить формат льготы, ограничив количество поездок до ста в месяц, но совсем отменять их нельзя», — заявил Никита Андреев.