Троллейбусное депо № 2: Полвека на маршрутах
— Дмитрий Валерьевич, прежде всего, мы еще раз поздравляем коллектив предприятия с юбилеем и желаем успехов и развития. Тем более в мире городской электротранспорт по-прежнему считается самым перспективным видом транспорта.
— Развитие электротранспорта на сегодняшний день — это общемировой тренд. По данным Международного союза общественного транспорта, городской электротранспорт признан самым экологичным, а значит, самым перспективным. Троллейбус занимает особое место среди городского пассажирского транспорта. Он малошумный, современные троллейбусы по уровню комфорта не уступают автобусам и даже превосходят их. Например, затраты на обслуживание троллейбусного парка меньше, чем на обслуживание автобуса.
— Раз уж мы заговорили о современных троллейбусах, то хотелось бы узнать, какой подвижной состав работает у вас в депо.
— За годы работы предприятия были освоены следующие типы подвижного состава: МТБ-82, «Киев-2», «Киев-4», ЗИУ-5, ЗИУ-9, ЮМЗ-Т1, ЗИУ-682, ЛАЗ-Е183, ЛАЗ-Е301, Skoda-14TrM. В 2011 году в депо начали эксплуатировать современный подвижной состав с низким уровнем пола, а с 2014 года — чешские троллейбусы Skoda-14Tr. На сегодняшний день на закрепленных за нами маршрутах города (№ № 1, 3, 5, 6, 11, 12, 18, 19, 20, 27, 31, 35) эксплуатируются 37 низкопольных троллейбусов. Параллельно с эксплуатацией техники, находящейся на балансе предприятия, производятся ее профилактические осмотры, ремонты. Это позволяет нам гарантировать высокое качество пассажирских перевозок, их безопасность, регулярность. Ежедневно троллейбусами нашего депо перевозится порядка 245 тыс. человек. За прошлый год было перевезено 74 млн человек (из них льготных пассажиров — 49,1 млн человек).
— В этом году бесплатный проезд некоторых льготных категорий граждан мог оказаться под угрозой, так как в госбюджете на компенсацию проезда деньги предусмотрены не были. Но городские власти этого не допустили.
— Из городского бюджета была погашена задолженность за электроэнергию, что позволило обеспечить стабильную работу всех депо. А вот если бы государственным бюджетом была предусмотрена компенсация за проезд льготного контингента, мы могли бы направить эти средства на развитие инфраструктуры, закупку нового подвижного состава. У нас много текущих вопросов, которые требуют финансирования. Но получается так, как получается. Чтобы выйти из положения, приходится зарабатывать средства самостоятельно. Например, на капремонтах троллейбусов. Мы выполняли заказы для Хмельницкого, Краматорска. Троллейбусы просто получают новую жизнь.
В этом году наше депо своими силами сделало 6 капитальных ремонтов троллейбусов. Безусловно, на какое-то время это решит вопрос с подвижным составом, но дальше затягивать нельзя. Еще год-другой и на капремонт необходимо будет ставить не 6, а 60 троллейбусов. Это огромные средства, и об этом надо думать уже сегодня.
— Какую часть от общего числа пассажиров составляют льготники?
— В этом году мы своими силами изучали пассажиропоток. На нескольких троллейбусах мы установили камеры, которые сканировали каждого входящего в салон. Параллельно еще подкрепили технику нашими специалистами, которые выезжали на маршрут и считали пассажиров отдельно. Отдельно фиксировали количество всех пассажиров, льготный контингент и тех, которые оплачивали проезд. В итоге мы получили результат с погрешностью в 1 процент. Детальный подсчет дал нам понимание следующего: на одного платного пассажира приходится 2,4 льготника — эти цифры критические. Но даже если взять средние показатели за прошлый год — 49,1 млн человек, то компенсация за проезд льготников должна была быть около 122,8 млн грн. А это, повторюсь, возможность провести капремонт техники, обновить подвижной состав. Представьте, 3 тысячи пассажиров в день проезжают в одном троллейбусе. Материалы должны быть высочайшего качества, чтобы выдержать такую эксплуатацию. Я как руководитель троллейбусного депо постоянно отслеживаю тенденции оборудования салонов, активно интересуюсь новейшими мировыми разработками транспортной сферы. Очень хочется достигнуть уровня европейского транспорта. Я понимаю, что в этих странах вкладывают огромные средства в эту отрасль, но и проезд там стоит намного больше. Мы пока только мечтаем о таком уровне. У нас в депо есть троллейбусы Skoda-14TrM. Им 9 лет, для Европы это срок утилизации транспортного средства. А мы ремонтируем его капитально, узлы и агрегаты, но что касается эстетики салона, ее уже нет! Это совершенно другой порядок средств, который необходимо вкладывать, нужно перепрофилировать производство. А пока мы все-таки гордимся тем, что такого количества слаженно работающей техники, которая регулярно выходит на маршруты в этом году, за последние три года в Харькове не было. Это хороший результат большой работы, который мы постараемся сохранить.
— Дмитрий Валерьевич, последнее время весь Харьков пестрит объявлениями о приеме на работу водителей и кондукторов. Ваше депо тоже нуждается в кадрах?
— Для транспортников кадры — это очень болезненный вопрос. Найти квалифицированного водителя, пусть даже и с зарплатой от 7 тысяч гривен, сегодня большая проблема. Потому что быть водителем — это каторжный труд. Я так рассуждаю потому, что сам начинал свой путь профессиональный с водителя маршрутки и могу на личном опыте подтвердить, что эта зарплата несоизмерима с нагрузками и ответственностью, которую ежедневно несет водитель, выезжая на маршрут.
Чтобы решить кадровый вопрос, мы организовали профилированное обучение персонала на собственном учебном комбинате, это курсы водителей. Набор в группы у нас ведется постоянно. У нас специфические условия отбора кадров, когда изначально стажер должен проработать кондуктором, так как по специфике работы кондуктор очень близок к водителю. Речь идет о коммуникативных способностях, ведь водителю приходится ежедневно сталкиваться с тысячами разных людей. Они все разные: есть культурные и вежливые, а порой встречаются хамы и хулиганы, находящиеся в алкогольном опьянении и т. д. Необходимо уметь решить конфликт, сохранить спокойствие и продолжить выполнять свою работу. Это не считая физических неудобств, когда приходится вставать на смену в 4 утра или возвращаться домой за полночь. Сегодня в нашем КП работают как харьковчане, так и жители области, приезжие из других областей Украины. Численность работников депо составляет около 500 человек. К услугам тех, кому нужно добираться с работы или на работу ночью, — служебные троллейбусы. Для приезжих специалистов на базе нашего депо имеются комнаты отдыха. У нас даже своя команда по футболу есть, которая имеет много наград и кубков. Я стараюсь создать максимально комфортные условия труда для коллектива, ведь от каждого из сотрудников КП «Троллейбусное депо № 2» зависит в том числе и как сложится рабочий день большинства харьковчан.