Ты вези, вези меня, троллейбус
В 2011 году из-за постоянных финансовых трудностей, нехватки денег на выплату зар-платы, погашение долгов по выплатам в Пенсионный фонд, отсутствия средств на ремонт транспорта руководством города было принято решение реорганизовать коммунальное предприятие «Горэлектротранс» и создать четыре самостоятельных коммунальных предприятия городского электрического транспорта и КП «Горэлектротранссервис», обслуживающий транспортную инфраструктуру.
Таким образом, на свет появилось новое «старое» предприятие — «Троллейбусное депо № 3».
О сегодняшних реалиях и перспективах развития рассказал его директор Олег Майборода.
— Коммунальное предприятие «Троллейбусное депо № 3» как отдельное юридическое лицо начало функционировать с августа 2011 года.
Что скрывать — состояние дел было тяжелое, как материальное, так и техническое. Депо получило в пользование целостный имущественный комплекс, это и подвижной состав, здания и сооружения, которые находились, мягко говоря, не в лучшем состоянии: моечно-уборочному комплексу необходимо было срочно провести модернизацию, здания требовали ремонта кровли, подвижной состав — материальных вложений в техническое обслуживание. Поэтому пришлось все восстанавливать практически с нуля для создания нормальных условий труда и обеспечения стабильной работы предприятия.
К тому же, система управления предприятия требовала кардинальных изменений: оптимизации и обновления кадрового состава, пересмотра функциональных обязанностей работников и т. п.
Следующий этап — повышение качества ремонта и обслуживания подвижного состава — требовал приобретения минимально необходимого количества материалов, запасных частей и инструментов.
И в этих направлениях мы добились определенных успехов.
За два года был произведен ремонт кровлей всех помещений, а это около 10 тыс. кв. м. Осуществлен текущий ремонт диспетчерской, медпункта, административного здания. Для улучшения условий труда и отдыха для работников предприятия оборудована комната отдыха и приема пищи.
На данном этапе идет к завершению реконструкция помещений проходной и инструментальной кладовой.
Для улучшения санитарного состояния подвижного состава и качества пассажирских перевозок собственными силами модернизирован моечно-уборочный комплекс на две секции, через который ежедневно проходят более 100 единиц подвижного состава.
Неудовлетворительное техническое состояние отопительных магистралей, изношенное оборудование приводили к неоднократным порывам труб и перебоям в работе системы отопления. Вследствие чего возникла необходимость проведения реконструкции системы отопления, которая позволила значительно снизить расходы денежных средств и улучшить качество ее работы.
Мы будем жить теперь по-новому
– На сегодняшний день основная цель работы предприятия – это повышение качества пассажирских перевозок и увеличение доходов предприятия.
Для этого, помимо контроля и учета за фактическим выполнением работ, большое внимание уделяется и оперативному реагированию на непредвиденные ситуации в работе.
На линии постоянно работают линейные ремонтные бригады, мобильный подвижной состав выезжает для устранения неисправностей, регулярность и безопасность движения контролируются начальниками маршрутов, ревизором по безопасности движения.
Благодаря Харьковскому городскому совету и мэру города Геннадию Кернесу, в работе предприятия используется автоматизированная система диспетчерского управления. Каждый троллейбус оснащен GPS-модулем, который обеспечивает, в режиме онлайн, возможность контролировать работу подвижного состава на маршрутах и информировать ремонтные бригады о возникших неисправностях, задержках на маршрутах.
Использование системы облегчило нам работу и позволило снизить простои на линии. Если в 2011 году среднее количество простоев составляло порядка 40–50 часов в день, то для сравнения, на сегодняшний день – этот показатель снижен до 10–15 часов. Это наша большая победа.
— Расскажите, в каком состоянии подвижной состав? Как давно обновлялся?
Сейчас на балансе предприятия находятся 104 единицы пассажирского и четыре единицы специализированного подвижного состава. К сожалению, средний возраст троллейбусов на сегодняшний день составляет около 9 лет. За период 2011–2012 гг. предприятие обновило парк подвижного состава в количестве 37 троллейбусов марки ЛАЗ. Эти троллейбусы — нового поколения, они полностью электрифицированы, имеются системы кондиционирования, достаточно удобный и комфортный салон.
Но, конечно же, подвижного состава не хватает.
Ежедневно на линию выходят более 80 единиц подвижного состава и только, как я уже сказал, 37 из них — новые. Обеспечить стабильную работу устаревшего подвижного состава достаточно сложно, поскольку часть машин производства еще начала девяностых годов. Кроме того, техническое обслуживание и ремонт троллейбусов румынского и российского производств усложняют отсутствие запасных частей и комплектующих на отечественном рынке. Для поддержания их технического состояния требуется большое количество как материальных, так и трудовых ресурсов.
Для стабильной работы подвижного состава выполняются все необходимые ремонты и виды технического обслуживания, предусмотренные действующими нормативными актами.
— Какую часть города обслуживают троллейбусы депо № 3?
– Троллейбусное депо № 3 обслуживает 11 троллейбусных маршрутов, которые охватывают практически все районы города Харькова. Среди них как центральные, так и спальные районы: Салтовка, ХТЗ, Рогань, Алексеевка, характеризующиеся достаточно большой интенсивностью пассажиропотока. Ежедневно только нашим троллейбусным депо перевозится более ста тысяч пассажиров. Соответственно, мы стараемся, чтобы им было комфортно и удобно пользоваться нашими троллейбусами.
Постоянный контроль за существующим пассажиропотоком позволяет создать оптимально удобный график работы, определить интервалы времени, в которых нужно увеличить количество машин на маршруте или, наоборот, их снизить.
Маршруты с более высокой интенсивностью пассажиропотока, обслуживаются новыми троллейбусами, чтобы снизить количество простоев на линии.
Мы стараемся реагировать на все пожелания наших пассажиров, пытаемся максимально удовлетворить всех.
Кадры решают все
– Сегодня в депо собрался достаточно молодой, но дружный, сплоченный коллектив, который любит свою работу, живет ею. Все, чего мы достигли – это благодаря нашему кадровому потенциалу.
Я очень доволен тем, что наш водительский состав последнее время постоянно пополняется молодыми специалистами. Только за этот год мы обучили 15 водителей, которые на сегодняшний день работают на маршрутах и работают хорошо. Также постоянно обновляется и набирается кондукторский состав.
В последнее время, благодаря повышению тарифа на проезд, мы смогли повысить уровень заработной платы наших работников. За истекший период средняя заработная плата водителя троллейбуса выросла на 15 %, кондуктора – на 18 %. Но квалифицированных кадров по-прежнему не хватает.
Помимо недостатка водителей и кондукторов, нам еще нужны и специалисты по ремонту подвижного состава для обеспечения бесперебойной работы на линии. И сейчас, для пополнения нашего депо кадрами, мы активно начали вести профориентационную работу со специализированными учебными заведениями. И наши усилия не пропали даром. За последний год к нам на работу пришли 6 молодых специалистов.
Хотя мы и стараемся обеспечить достойные условия труда нашим работникам, обеспечив их стабильной заработной платой, наличием полного социального пакета, но основной проблемой остается отсутствие жилья для молодых работников. Пока этот вопрос остается нерешенным.
Планы
– Планов у предприятия достаточно много, хотелось бы надеяться на их успешное осуществление. Среди них – это обновление подвижного состава, открытие новых маршрутов и, конечно, привлечение квалифицированных специалистов на предприятие.
Из ближайшего – обновление материально-технической базы цеха технического обслуживания, ремонт актового зала и кабинета безопасности движения с наглядными пособиями. Хотелось бы также приобрести дополнительную спецтехнику, погрузчики, трактор, чтобы ни у кого не одалживать и не просить.
– С каким настроением будете встречать праздник?
– Профессиональный праздник в этом году наше предприятие встречает с прекрасным настроением: нам многое удалось, много перспективных планов. Вообще, в этом году произошел колоссальный прорыв в развитии депо. Хочется, чтобы настроение не менялось и все запланированное осуществилось! А с нашим коллективом – это обязательно сбудется!