Велоинфраструктура: меньше тратим — больше зарабатываем

16.12.2016 07:07   -
Автор:
Велосипедисты первой столицы — народ достаточно активный. Свою позицию и план развития велосипедного Харькова продвигают всеми доступными способами. В ход идут и встречи с чиновниками, и социальные акции, и современные средства коммуникации. Так, в своей электронной петиции к городскому голове велоактивистка Татьяна Реуцкая просила создать веломаршрут по проспекту Науки (от пл. Свободы до пересечения с ул. Деревянко). Ее аргументы были достаточно убедительными: веломаршрут позволил бы соединить студенческие городки с учебными заведениями, давал бы возможность велосипедистам, использующим Лесопарк и Саржин яр для спорта и отдыха, добираться туда на велосипеде, а жителям Алексеевки и Павлового Поля, работающим в центре города, безопасно добираться на работу.
«В Харькове нужно создать единую велоинфраструктуру, чтобы из одной части города можно было переехать в другую. Велодорожки нужны по всему городу, но прежде всего они необходимы в местах самого активного передвижения велосипедистов — на проспекте Науки, на пути от Лесопарка до площади Свободы, на Московском проспекте», — отмечает вице-президент «Харьковского велосипедного союза» Виктория Смагина.
Важность этого вопроса понимают и в мэрии, где уже называют 2016 год переломным в развитии велосипедной инфраструктуры города. В мае активисты передали мэру Геннадию Кернесу свое обращение, в котором просили городские власти создать в городе велосипедную инфраструктуру и, наконец, согласовать велоконцепцию, разработанную активистами велосипедного движения.
На октябрьской сессии Харьковский городской совет утвердил Концепцию развития велосипедного движения и обустройства велосипедной инфраструктуры. Как пояснила заместитель городского головы по вопросам градостроительства, архитектуры и земельных отношений Харьковского городского совета Татьяна Овинникова, концепция — это базовый документ, который регламентирует принцип формирования велосипедной инфраструктуры и который в дальнейшем позволит департаментам горсовета разрабатывать масштабные программы и проекты, под которые будут выделяться бюджетные средства. В проекте концепции, в частности, отмечено, что важным элементом велосипедной сети Харькова на первом этапе является создание велосипедных дорожек вдоль рек Харьков и Лопань и других рекреационных зон. Также в концепции рассмотрены вопрос развития муниципальной сети велопроката, размещения велопарковок, сроки реализации проекта и т. д.
Велосипедисты отмечают ряд положительных моментов, которые ясно говорят: Харьков готов и будет меняться. Весной в городе стартовал социальный проект «Велопаркинг», целью которого стало размещение более 100 универсальных модулей для организации уличной велопарковки в городских парках, дворах, рядом с кафе и в других общественных местах. Но главное — была открыта велодорожка европейского уровня от Мемориала Славы к Пятихаткам вдоль Лесопарка. Эту полосу открыли в конце августа, и велосипедисты высоко оценили покрытие, велоСТО, где можно подкачать шины, и места для отдыха. Строительство велодорожки длиной 7 км и шириной 3 м еще полностью не окончено. Небольшой участок подрядчик обещает сдать в следующем году, делая акцент на том, что специалисты уже называют эту дорожку лучшей в Украине. Технологии, которые применяются в процессе строительства, дадут возможность пользоваться этой велодорожкой круглый год. Также строители использовали в работе геотекстиль — материал, который предотвращает прорастание корневой системы. При всех видимых плюсах велосипедисты отмечают и некоторые недоработки. Основные касаются отсутствия пешеходной зоны, из-за чего велосипедистам приходится маневрировать между пешеходами. Но это, скорее, вопрос времени и привычки соблюдать правила.
«В этом году мы построили первую велодорожку и точно на этом не остановимся», — пообещал городской голова Геннадий Кернес. Следующий проект, по словам мэра, планируется реализовать в Саржином яру: «Мы соединим дорожки вместе, и это будет не дорожка, а трасса, на которой можно будет проводить соревнования. Также мною дано распоряжение рассмотреть вопрос о разметке линий для велосипедного движения на реконструированном проспекте Гагарина, а также в ходе реконструкции Московского проспекта».
Как сообщил председатель постоянной комиссии по вопросам планирования, бюджета и финансов Максим Мусеев, в бюджете Харькова на 2017 год предусмотрены средства на продолжение строительства велосипедной дорожки по территории Лесопарка с дальнейшей ее закольцовкой. Также планируется построить современную базу для велосипедистов и бегунов, которой в зимнее время смогут пользоваться и лыжники.
Как видим, вопрос развития велосипедной инфраструктуры находится в фокусе внимания представителей органов местного самоуправления. И это естественно, учитывая, что сегодня по количеству велосипедистов Харьков занимает первое место среди крупных городов Украины, обогнав Киев и Львов. Это особенно видно во время проведения масштабных Велодней, которые активно поддерживают городские власти.
 Даешь Харькову вело-пешеходный центр!
Как показывает мировая практика, инвестиции в велоинфраструктуру из городского бюджета возвращаются в виде налогов и новых рабочих мест для горожан.
Например, в районах с развитой пешеходной и велосипедной инфраструктурой концентрируются креативные индустрии, стартапы, которые делают продукты с высокой добавленной стоимостью. В Мемфисе (США), например, владелица галереи и общественная организация смогли привлечь внимание к улице, на которой хотели сделать велодорожки. Сначала они, с согласия местных властей, устроили вечеринку и детский велопарад, которые собрали 15 000 участников. А через несколько лет велодорожка и обустройство улицы принесли этому месту 6000000 долларов инвестиций: здесь открылось 15 новых предприятий, а 30 помещений были отремонтированы и сданы в аренду.
Если в районе есть качественная инфраструктура и легкий доступ к товарам и услугам, то это увеличивает стоимость недвижимости. Например, исследования в Гонконге показывают, что вело-пешеходные улицы увеличивают стоимость недвижимости на ней на 17 %.
Велосипедисты — это хоть и небольшое, но дружное сообщество. Поэтому лояльный к ним бизнес быстро станет популярным. Многие велосипедные организации проводят конкурсы и рейтинги учреждений и офисов, лояльных к владельцам велосипедов. В Киеве шесть лет подряд Ассоциация велосипедистов Киева (АВК) проводит конкурс «Велоработодатель года», выбирая лучшую компанию, которая делает свой офис удобным для сотрудников на велосипедах.
В британском исследовании, сделанном общественной организацией Living Streets, утверждается, что благоустройство вело-пешеходных зон может увеличить количество покупателей и торговлю до 40 %. По сравнению с другими видами инвестиций в транспортные проекты, именно создание инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов дает больший возврат инвестиций, а продажи в сфере ритейла увеличиваются до 30 %. Исследование в британских городах Ковентри и Бристоле показало, что с улучшением вело-пешеходной инфраструктуры здесь на 25 % увеличилось количество перемещений, что дало дополнительные 1,4 миллиона прибыли местному бизнесу.
Развитие бизнеса сегодня зависит в том числе и от возможности выбрать, каким образом добраться до товара либо услуги: пешком, на велосипеде, общественным транспортом или частным авто.
Забота о разных категориях клиентов дает лояльность каждой из них, в результате влияет на улучшение показателей продаж и увеличение прибыли.
Инициатива создания в Харькове пешеходных зон была поддержана во время круглого стола «Разработка Стратегии развития Харькова до 2020 года: градостроительство, архитектура и энергоэффективность». Представители общественной организации «Свободу пешеходу!» выступили с идеей сделать ул. Квитки-Основьяненко пешеходной.
«В Харькове лучшим местом для создания пешеходной зоны является центральная часть города, которая охватывает пл. Конституции, ул. Квитки-Основьяненко, верхнюю часть ул. Университетской, Университетскую горку, Покровский сквер. Это историческая часть города, где когда-то находилась первая Харьковская крепость и с которой начинался Харьков. Сейчас здесь расположено большое количество архитектурно-исторических памятников и достопримечательностей, в том  числе общегосударственного значения (Успенский собор, Свято-Покровский монастырь, комплекс университетских помещений). Эта территория должна получить специальный статус и использоваться как пешеходная туристическая зона, свободная от транспорта и городского шума», — отметил председатель организации Виктор Козориз.
Главный архитектор Харькова Сергей Чечельницкий идею одобрил и подчеркнул, что городская власть открыта для предложений. Это большой повод для оптимизма! Ведь чтобы создавать вело-пешеходную инфраструктуру, нужны не только частные инвестиции, но и средства городского бюджета. Поэтому представителям активной велосипедной общественности, транспортникам, архитекторам и городской власти необходимо объединиться и сообща создавать велосипедную историю первой столицы.