Знакомьтесь: Лучшие учителя года
Этот конкурс, цель которого — повышение престижа профессии педагога, выявление и поддержка талантливых учителей, традиционно проводит Департамент образования горсовета под патронатом Харьковского городского головы Геннадия Кернеса. В 2014 году педагоги Харькова соревновались в пяти номинациях, которые определены Министерством образования и науки Украины: «Директор школы», «География», «Мировая литература», «Начальные классы», «Трудовое обучение».
Кстати, в этом году впервые с целью общественного признания личного вклада руководителя общеобразовательного учебного заведения в развитие системы образования Украины в конкурс введена номинация «Директор школы».
Сначала состоялись два тура: районный и городской. В районном туре приняли участие 235 учителей. В городском туре соревновались 47 педагогов из 42 учебных заведений, которые представляли все районы Харькова.
Конкурс включал в себя материалы педагогического портфолио, контрольную работу по специальности, которую выполняли все конкурсанты, презентацию собственного опыта работы, в ходе которой учителям необходимо было продемонстрировать оригинальность педагогических идей и технологий, разнообразие интересов и увлечений, и наконец, проведение открытых уроков в незнакомых классах школ.
По итогам конкурса победителями признаны:
Галина Довгань, учитель географии Харьковской общеобразовательной школы № 5; Наталья Лунячек, учитель географии Харьковского технического лицея № 173; Татьяна Челомбитько, учитель мировой литературы Харьковской гимназии № 14; Галина Жук, учитель начальных классов Харьковской гимназии № 169; Лариса Гусева, учитель трудового обучения Харьковской специализированной школы № 75; Татьяна Седова, директор Харьковской гимназии № 46 им. М. В. Ломоносова; Инна Колесник, директор Харьковской общеобразовательной школы № 120.
«Харьковские известия» попросили рассказать лучших педагогов города о себе, о профессии, о тех, кто повлиял на выбор специальности и, конечно, о своих учениках. Итак, слово учителям.

— Утренний город. Будний день. Я тороплюсь в свою родную школу. Времени еще достаточно, но до звонка нужно так много успеть!
В просторном холле шумно и весело. Как воробышки, сбиваются в стайки «первоклашки». Тянут огромные ранцы… Проносятся пятиклссники…
В классе уже собираются ученики. Обмениваются новостями. Готовятся к уроку. Кто-то наспех списывает домашнее задание, кто-то добросовестно просматривает учебник, кто-то задремал на парте. Так, не забыть открыть окна, разложить необходимые материалы, развесить карты. И еще — обязательно заглянуть в зеркало, прихорошиться, усмехнуться, настроиться.
Начинается урок. Каким он будет: важным, интересным, захватывающим или нудным и скучным и незапоминающимся? Теперь все зависит только от меня. Ведь я учу детей не только географии. Пройдут годы, кто-то будет с удовольствием осуществлять в жизнь наши воображаемые путешествия. А кто-то так и не поймет разницу между Австрией и Австралией. Жизнь укажет на ошибки и поставит свои оценки.
Я же воспитываю не географов-ученых — я воспитываю личности. От меня зависит, какими они вырастут: будут давать пустые обещания, вести бессмысленные разговоры или ставить настоящие цели и достигать их. Я — учитель, а значит и от меня зависит, каким будет будущее моей страны.

— Каждый человек начинает свою жизнь с мечты. Но от мечты до поступка — большой путь, идя по которому надо уметь выбрать главное.
Так что же я считаю для себя главным в своей профессии?
… Сегодня все чаще мы слышим вопрос: «Какой же будет школа в будущем?» Давайте вместе с вами попробуем представить себя в ней.
В нашей школе функционируют современный компьютерный класс, комната встреч «Батьківська світлиця», Музей искусств, Центр школьного самоуправления, радиостанция «Новости дня», телестудия, Театр школьного актера, технический кружок, тренажерные залы. Помимо этого ребята много лет «ведут» проекты: «Школьный медиацентр», «От экологии окружающего до экологии души» и многие другие.
Здесь каждый ученик может развивать свои способности и таланты, ведь наши учителя и родители приложили максимум усилий для того, чтобы дети росли здоровыми, красивыми, умными, добрыми и успешными. Это наша общая цель, к которой мы уверенно идем. Но Школа будущего — это не просто здание с самой современной «начинкой», это целый мир, в котором главное место отводится Учителю. Ведь никакая супермашина не может дать детям того, что дает им педагог: душевное тепло, сопереживание, ласковое слово, внимание, мудрый совет.
Пройдут десятки, сотни лет, но ничто и никогда не заменит нам таких простых и вечных понятий, как любовь и дружба, вера и надежда… Поэтому Учителю будущего очень важно сохранить в себе эти ценности.

— Есть много вопросов, над которыми я размышляю. Один из них: почему я стала учителем и до сегодняшнего дня не попыталась поменять профессию на другую, более престижную? Чему я хочу научить своих нынешних ребят?
Что такое работа учителя? Подвиг во имя будущего, растянутый на десятки лет. Полная самоотдача, самопожертвование, неизмеримая ничем душевная щедрость, любовь. В поисках ответа я создала философию Любвидарения. Именно так, с большой буквы, если ты, конечно, настоящий педагог.
Быть учителем — значит не только учить детей, а каждый день общаясь с ними, открывать для себя что-то новое. Мы с учениками равноправны: вместе учимся сотрудничать, уважать мнение каждого, слушать и быть услышанными. Я не ставлю между нами границ, и к себе бываю еще строже, чем к ним. Ведь чтобы научить детей искренности, чуткости, доброте, надо в самой себе воспитать эти качества.
Урок для меня — это не только процесс усвоения знаний и приобретения навыков в рамках определенной темы, а прежде всего — общение, в котором каждый из нас имеет право на ошибку, равно как и на успех.
Мудрость власти педагога над личностью ребенка, над коллективом заключается в глубоком понимании того, что ребенок все время находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания. Вот почему местом встречи с учениками для меня есть не школа, а сердце. Дети чутки. Поэтому помню всегда, что учитель — это та звезда, тепло которой должно согревать не тело, а душу.
Считаю, что работа директора немыслима без нравственной чистоты, стремления к творческому труду, любви к детям, единства слова и дела, инициативы и ответственности, требовательности к себе и коллективу. И главная задача директора — рассмотреть все ценное в детях, учителях и заставить их самих поверить в себя. Я по призванию учитель, по должности — директор, и поэтому моя задача состоит не только в том, чтобы раскрыть ученикам магическую тайну наук, а и убедить учителей в том, что: творческие способности присущи каждому ребенку. И когда это для учителей станет их кредо, тогда, я убеждена, мы будем иметь право называть своих учащихся гениями.

— Сколько себя помню, мечтала только об одном — стать учителем. Уже с 5-го класса диктовала подругам диктанты, разрабатывала карточки по математике, русскому и украинскому языкам, много читала. И что удивительно — сверстники с удовольствием «играли в школу» и признавали меня учительницей. После 8‑го класса попыталась изменить свою мечту, но судьба распорядилась так, что я не поступила в другое учебное заведение. А после окончания школы мысль была только одна — педагогический институт. Мечта осуществилась, студенческие годы промелькнули быстро. Теперь я учитель. Дети смотрят на меня с надеждой, ждут новых знаний, открыто верят в меня, а я немного боюсь — смогу ли оправдать детские надежды и ожидания их родителей?
Вокруг меня — творческие педагоги, готовые прийти на помощь, директор — наставник! Как найти свой путь к успеху, к высокому призванию? Чем отличается хороший педагог от «учителя — мастера»? Как-то я прочитала притчу о завистливом человеке, который постоянно пытался испортить настроение другим: то мусор под забор подбросит, то еще что-нибудь сотворит. Однажды проснулся сосед в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Он помои вылил, ведро вычистил до блеска, набрал лучших яблок из своего сада и пошел к своему обидчику. Дверь открыл хозяин, который очень удивился, когда увидел ведро с яблоками и услышал такие слова: «Кто чем богат, тот тем и делится».
Чем же мне поделиться? Для каждого богатство — что-то свое: у кого — заработная плата, у кого — должность, у кого — награда «заслуженный учитель». А я могу поделиться знаниями, опытом, тем, чем богата душа. Я просто люблю свою работу. Не могу останавливаться на достигнутом, мне все интересно — хватило бы времени на творчество!
Творческая судьба каждого педагога удивительная. Чем больше у учителя успешных выпускников, тем он богаче. И вспомнила я своих выпускников — взрослых людей, которые неплохо реализовали себя в жизни: бизнесмены, нотариусы, психологи, менеджеры, технологи и просто родители, которые воспитывают своих детей и выражают тебе благодарность. Приятно! Недаром прошли мои 28 лет педагогической деятельности!
Учитель — мастер… Только настоящему мастеру, который любит свое дело, подвластно то, что его предмет понимает и любит каждый ученик. Я еще не на все свои вопросы нашла ответы, значит, творческий поиск живет в моем сердце.

— Осенний день, школа. На одном из уроков у доски, сжимая в руке мел, стоит девятиклассница. Она не знает решения задачи. Одноклассники помогают ей «выплыть»: кто-то «шепчет» подсказку, кто-то пишет большими буквами «шпору». Учитель мужественно делает вид, что записывает в журнал тему урока и не видит, как класс спасает «утопающую». И все могло бы закончиться вполне счастливо, если бы не одно «но». Никто из участников этого «действа» даже не заметил, что в проеме открытой двери появляется мама девятиклассницы… Наверное, не стоит рассказывать в подробностях, что было дальше.
Этой девятиклассницей была я. Дома состоялся разговор, который меня тогда удивил, перечеркнув все надежды на мамино сочувствие. Оправдываясь, я говорила, что учитель ничего нам не объясняет, что он невнимательный и очень сердитый. Мама слушала, не перебивая, а потом сказала: «Запомни, дочка, не бывает плохих учителей. Бывают только невнимательные и плохие ученики, за которых становится стыдно родителям». Я очень обиделась тогда на маму, так и не поняв, почему она меня «не защитила».
… Шло время, я закончила университет, стала дипломированным специалистом и пришла работать в Харьковскую школу № 14 (ныне — гимназию № 14). Я была твердо уверена, что быстро найду общий язык с учениками, и в наших отношениях установится полная гармония. Но не тут-то было. Хотите — верьте, хотите — нет, но первые три месяца я каждый вечер рыдала. Передо мной были ворох тетрадей и школьной документации. Мама пыталась меня успокаивать, а я все жаловалась на детей, которые не умеют писать без ошибок, не хотят читать и очень непослушны. И тогда мама решительно сказала: «Не бывает плохих и невнимательных учеников. Бывают только невнимательные учителя, из-за которых страдают дети и родители». Я удивленно напомнила маме историю с подсказками и ее тогдашние слова об учениках и попросила объяснить, как понять ее сегодняшнее замечание. А мама только и ответила, чтобы я сама подумала. Со временем мне удалось-таки разгадать эту загадку: причину всех неприятностей нужно искать в себе, только тогда ты сможешь найти ответы на многочисленные вопросы, которые ставит перед тобой жизнь.

— Я всегда любила путешествовать… еще с детства меня обуревала жажда знакомства с новыми городами. Родители поддерживали мое желание и при каждом удобном случае брали меня с собой. Сначала это были Россия, Грузия, Армения, Литва, а затем — страны Европы.
… А еще, будучи школьницей, я любила логические задачи по математике. И по сей день не могу отказать себе в удовольствии подумать над логическими задачами. Еще одна любовь — любовь к литературе — в школьные годы приводила меня на различные культурно-литературные конкурсы, где я обязательно становилась победительницей. Множество дипломов на стене моей комнаты в родительском доме напоминает о моем «литературном прошлом» и по сей день. «Так почему же «география»?» — Спрашивали меня учителя после окончания школы, когда я поступила на геолого-географический факультет ХГУ им. М. Горь-кого (ныне ХНУ им. Каразина), и их удивлению не было границ. Я и самой себе до сих пор не могу дать более‑менее аргументированный ответ.
Наверное, потому, что самый древний метод исследования в географии — описательный, и я готова описывать географические объекты до мельчайших подробностей.
И обязательно логика, которая присутствует во всем, что касается причинно-следственных связей географических явлений, процессов, моделей. Отсюда и такая «любовь» к тестовым технологиям. Тестовые задания для меня — настоящее творчество и удовольствие! А учитель должен быть творческим человеком. Вообще, профессия учителя уникальна. И прежде всего потому, что наши творчество, желание, вдохновение — в общем все, что входит в понятие «профессионализм» направлены на служение детям. Только талантливый и творческий учитель может воспитать талантливых учеников. Я с удовольствием несу свою службу, стараясь отвечать всем непростым требованиям профессии, которую я избрала.

— Учитель начальных классов — это особенный учитель. Его главными качествами должны быть доброта, любовь к людям, щедрость души и искренность в отношениях с ребенком. А главное дело учителя — формирование личности ученика, развитие богатства его души. Ученик должен стать творцом своей деятельности. Поэтому необходимо научить ребенка стараться, не боятся делать ошибки и преодолевать трудности. Кстати, именно такой ориентир положен в основу научно-педагогического проекта «Интеллект Украины», в котором я работаю уже шестой год. В своей работе я, прежде всего, учитываю естественные возможности ребенка, особенности его настроения и пр. Важным моментом является формирование эмоционально-положительного состояния ребенка в процессе обучения. Например, на уроках чтения это происходит благодаря необычной подборке видов заданий: исполнение песен с помощью караоке, чтение текстов за диктором с помощью приема слежения, работа с отрывками мультфильмов, упражнения «Фотоаппарат», «Воздушные шарики», «Сорока и черепаха». На уроках математики ребята с удовольствием соревнуются в «Математических гонках», составляют алгебраические задачи, а особую радость вызывают уроки эврики. Большое внимание на своих уроках я уделяю дидактическим играм, которые способствуют лучшему усвоению материала. Всякий ребенок от природы талантлив, поэтому одна из важнейших задач — помочь таланту раскрыться. Для этого я использую разные пути: экскурсии, прогулки, диспуты, занятия творчеством, походы. Дети младшего школьного возраста мыслят образами, они эмоциональны и чувствительны, и чтобы учеба была им в радость, нужно, чтобы они каждый день получали и создавали что-то новое. Я убеждаю ребят, что учеба — это их главный и серьезный труд, который, в первую очередь, нужен им самим. Кроме того, стараюсь построить общение с детьми на доверительных отношениях. Когда я вижу, как мои ребятишки не хотят уходить домой и делятся со мной своими «страшными» тайнами, начинаю верить, что у меня все получится, и я смогу научить их быть добрыми, честными и справедливыми людьми. Что бы я хотела видеть в своих учениках? Главное — чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.
Победители будут награждены Благодарностями Харьковского городского головы Г. А. Кернеса, подарками и в течение года будут получать ежемесячную денежную доплату 1000 грн. Почетными грамотами Департамента образования Харьковского городского совета и ценными подарками будут отмечены финалисты конкурса.