Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. Об этом сообщают “Харьковские известия”.
25 декабря Рождество Христово празднуют не только католики, но и православные ряда стран мира, лютеране и другие протестантские конфессии.
Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого», который после принятия в Риме христианства наполнился новым содержанием.
Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи. Соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) девяти месяцев, Рождество пришлось на дни зимнего солнцестояния.
Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельника, так как в этот день употребляется в пищу сочиво — сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.
В 13 веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить перед Рождеством не только в храмах, но и в домах. Домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках изображают грот, а в яслях лежит младенец Иисус. Рядом с ним Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные — бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах.
Главная традиция праздника — устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.
Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования — хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получают подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.
О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге — «рождественского полена». Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина.
В дни празднования Рождества установился обычай преломлять «рождественский хлеб» — особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, — и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.
День памяти священномученика Александра, епископа Иерусалимского
Православная церковь 25 декабря почитает память священномученика Александра, епископа Иерусалимского.
Святой Александр родился в конце II века в Каппадокии. Наставниками Александра были великие учителя христианской церкви пресвитер Пантен и Климент Александрийский. Также Александр учился и дружил с вошедшим в историю Оригеном (греческий христианский теолог, философ, ученый).
В начале III века святой Александр был епископом во Флавии, в Каппадокии. При римском императоре Септимии Севере он был заключен в темницу за христианскую веру, где пробыл три года.
После освобождения он отправился в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам. В Иерусалиме Александр был тепло встречен народом и пустынниками, которые упрашивали святого не возвращаться домой. Причиной тому, по преданию, является чудесное ночное видение, в котором горожане видели, что они вышли за городские ворота принять епископа, предназначенного им Господом.
После этого с согласия соседних церквей Александр был избран соправителем престарелого патриарха Иерусалимского Наркисса. В течение 38 лет святой Александр мудро управлял Иерусалимской церковью. Известно также что святой отличался любовью к наукам и просвещению. Поэтому при церкви он устроил библиотеку из книг Священного Писания и творений христианских писателей.
В 251 году началось одно из самых жестоких в истории гонений на христиан – гонение римского императора Деция, в результате которого вместе с другими святыми отцами пострадал и Александр. Представ перед судом, он смело исповедал христианскую веру, за что был брошен в темницу. Там же он и скончался.
День памяти святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца
Святитель Спиридон Тримифунтский (Саламинский), чудотворец, родился в конце 3 века на острове Кипр. С детских лет Спиридон пас овец, чистой и богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам: Давиду — в кротости, Иакову — в сердечной доброте, Аврааму — в любви к странникам.
В зрелом возрасте святой Спиридон стал отцом семейства. Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекали к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники — пищу и отдых. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов.
После смерти жены, в царствование Константина Великого (324-337) и его сына Констанция (337-361), Спиридон был избран епископом города Тримифунта. В его лице паства приобрела любвеобильного отца. Во время продолжительной засухи и голода на Кипре, по молитве святителя Спиридона, пошли дожди, и бедствие прекратилось. Доброта у святого сочеталась со справедливой строгостью по отношению к людям недостойным. По его молитве был наказан немилосердный хлеботорговец, а бедные поселяне избавлены от голода и нищеты.
Много чудес совершил святитель Спиридон. Однажды во время Богослужения в лампаде догорал елей, и она стала угасать. Святитель огорчился, но Господь утешил его: лампада чудесно наполнилась елеем. Известен случай, когда святому Спиридону незримо сослужили ангелы, и после каждой ектении слышалось пение ангелов: «Господи, помилуй». Святитель исцелил тяжелобольного императора Констанция, разговаривал со своей скончавшейся дочерью Ириной, уже приготовленной к погребению, оживил благодатию Божией умершего ребенка, а затем и его мать, при виде чуда упавшую бездыханно.
Провидя тайные грехи людей, святой призывал их к покаянию и исправлению. Тех, кто не внимал голосу совести и словам святого, постигало наказание Божие.
Как епископ, святой Спиридон являл пастве пример добродетельной жизни и трудолюбия: пас овец, убирал хлеб. Он чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Святитель строго обличал священников, которые в своих проповедях неточно употребляли слова Евангелия и других богодухновенных книг.
Господь открыл святителю приближение его кончины. Последние слова святого были о любви к Богу и ближним. Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Погребли его в храме в честь святых апостолов в городе Тримифунте. В середине 7 века мощи святителя были перенесены в Константинополь, а в 1453 году — на остров Керкира в Ионическом море (греч. название острова — Корфу).
Здесь, в одноименном городе Керкира (главный город острова) и поныне сохраняются святые мощи святителя Спиридона в храме его имени. Пять раз в году на острове совершается торжественное празднование памяти святого Спиридона.
Святитель Спиридон Тримифунтский издревле почитается и на Руси. «Солнцеворот», или «поворот солнца на лето» (25 декабря нового стиля), совпадающий с памятью святителя, называли на Руси «Спиридоновым поворотом». Особым почитанием пользовался святитель Спиридон в древнем Новгороде и Москве. В 1633 году в Москве был воздвигнут храм во имя святителя.
Этот день на Руси прозвали Спиридоновым поворотом, или просто Солнцеворотом: с этого времени ночь начинала убывать, а день — прибывать. Крестьяне говорили, что с этого дня солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз. По поверью, Спиридон сам поворачивает светило и следит, чтобы оно не скрылось от людей. «После Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денек», — говорили в народе.
Само солнце в Спиридонов день, как говорили, одевается в праздничный сарафан, садится в телегу и едет в тёплые страны. «Красное солнышко принарядится и просветлеет, а коровка на нем бочок себе нагреет», — подмечали люди. В лесах же в берлогах ворочались медведи, ложась то на один бок, то на другой.
На Спиридона запрещалось работать. Крестьяне могли лишь гадать о будущем плодородии. Для этого наблюдали за ветром: если он в течение дня менял направление, год обещал быть урожайным.
В этот день проводили разные магические обряды. Сразу после солнцеворота хозяйка втыкала серп в притолоку, а хозяин вклинивал топор в порог, чтобы сила этих инструментов передалась дому и защитила его от нечистой силы.
На Спиридона полагалось кормить кур зерном из правого рукава, чтобы они лучше неслись. Садовники встряхивали яблони, приговаривая: «Спиридонов день, подымайся вверх». Также люди заклинали солнце: утром выходили на высокие места и встречали рассвет, а вечером жгли костры в честь светила. Обращали внимание и на приметы погоды. Если воробьи начинали собирать пух и перья и тащить к себе в гнезда, это предвещало сильные морозы.
Подмечали и направление ветра: считалось, что оно останется неизменным до Сороков. Люди также знали: если на Спиридона светит солнце, то и Святки будут ясными; если же солнце выглянуло с самого утра, это предвещало безоблачное небо на Новый год.
25 декабря именины отмечают: Александр, Спиридон.
ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ
- Запрещено шить, вязать и вообще брать в руки острые предметы. Наши предки верили, что в противном случае можно ослепнуть.
- Категорически нельзя ругаться и сквернословить.
- Нельзя в этот день надевать темную или сильно поношенную одежду, иначе беда неминуемо придёт в дом.
- Несчастья ждут и того, кто будет 25 декабря сквернословить и ссориться с ближними – это считается большим грехом. Причём не только у православных, но и у католиков, которые в этот день празднуют Рождество.
- 25 декабря наши прапрапрадеды никогда не ходили на охоту. Они говорили, что в этот день можно или замерзнуть насмерть, или стать добычей зверя.
ПРИМЕТЫ ДНЯ
- Погода 25 декабря прогнозирует погоду на Новый год. Если солнце светло, лучисто – Новый год будет морозным, ясным, а если хмуро и на деревьях иней – теплым и пасмурным.
- Если происходит перемена ветра, то на будущий год будет хороший урожай гречихи.
- Если солнышко играет – будут на Святках дни ясные.
- Хмурое небо предвещает раннюю весну.
- Ветви можжевельника согнулись – к вьюге.