Бесконечная и запутанная система
В июне 2013 года Президент Украины Виктор Янукович утвердил национальную стратегию развития образования страны до 2021 года, основная цель которой – повысить качество образования и обеспечить его инновационное развитие в соответствии с мировыми стандартами. А также поднять интеллектуальный, культурный и духовно-нравственный потенциал общества и личности.
А состоит стратегия из нескольких разделов, в которых подробно описаны основные проблемы системы образования, задачи и средства, необходимые для их решения.
Без образования в современном мире никуда. И мы говорим не том, что будущий член общества должен уметь читать, писать, считать. Речь идет о возможности интеллектуального и духовного развития, самореализации, а в будущем – получении профессии, которая будет приносить и удовольствие, и деньги.
Вот и возникает вопрос: отвечает ли наша система образования необходимым запросам и сможет ли новая стратегия развития наладить эту систему, довести ее до должного уровня.
Наши коллеги из ИА SQ обратились к ректору Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия» Екатерине Астаховой с просьбой прокомментировать национальную стратегию. В частности, обратить внимание на такие аспекты, как качество образования, конкурентоспособность вузов, статус преподавателя и в целом возможности развития стратегии.
«В Украине сложно с образованием, чрезвычайно сложно, но не настолько, чтобы посыпать голову пеплом и кричать «караул!». Что касается национальной стратегии развития образования до 2021 года, то она появилась не на ровном месте, а основана на предыдущем документе – доктрине развития образования. Поэтому не нужно думать, что в стратегии мы найдем что-то неожиданное, в корне меняющее представление о системе образования – от детского сада до вуза. Это скорее собранные в одном документе подходы к реформированию, которые озвучивались и раньше», – рассказывает Е. Астахова.
Качество образования
В стратегии особое внимание акцентировано на качестве образования и на его доступности.
«Ребенок из сельской местности, у родителей которого не такая стабильная финансовая ситуация, как у жителей городов, однозначно сталкивается с проблемой доступа к качественному образованию, даже если он учится на бюджете, все равно имеет расходы на питание, проживание и транспорт. Они делают его учебу сложнее, чем у горожан, которые живут с родителями, – рассказывает ректор НУА. – Хочу еще развенчать миф о том, что на контрактное обучение идут абитуриенты, более слабые с точки зрения способностей к учебе. Ребенок из хорошо обеспеченной семьи может позволить себе квалифицированных репетиторов, поэтому и в школе, и на ВНО получает более высокие баллы, чем ребенок из семьи с меньшим достатком. Вот и получается, что в зону бюджетного образования попадают ученики из более обеспеченных семей. А у ребенка из семьи с нестабильным достатком нет возможности идти на контракт или в частные вузы».
Но если некоторые сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие возможностей, то другие, имея такую возможность, отворачивают нос от отечественных вузов, ссылаясь на их низкие показатели в мировых рейтингах.
Еще одним из аспектов, рассматриваемых в национальной стратегии, является повышение конкурентоспособности.
«Если наших вузов нет среди лучших в мировых рейтингах, это еще не говорит о том, что наше образование худшее в мире. Но повышением конкурентоспособности нужно заниматься обязательно. Ведь от системы образования (и особенно высшего) зависит сегодня конкурентоспособность государства в целом», – отмечает Е. Астахова.
Желания и возможности
Чтобы система заработала, нужны определенные условия, желание их создавать и возможности для их выполнения как у государства, так и у его граждан. Необходима идеология образования. Здесь речь идет о личностном развитии, индивидуальных потребностях каждого человека. Е. Астахова подчеркивает, что сегодня спрогнозировать потребности рынка труда на 10–15 лет вперед сложно. «Поэтому нужно подготовить человека к тому, чтобы он умел заказывать себе необходимое ему образование, умел планировать повышение своей квалификации и профессиональных навыков».
Кроме того, создать условия для того, чтобы человек на каждом этапе жизни смог повысить квалификацию или даже сменить профессию. А для этого немаловажно формировать у людей и мотивацию к самообразованию.
Параллельно с этим мотивация должна быть и у преподавателей, то есть именно у тех людей, которые, попросту говоря, и дают нам это образование.
Например, сегодня авторитет школьного учителя значительно ниже, чем был в советские годы. Причина тому – низкая заработная плата, отсутствие возможности выделить жилье для молодых преподавателей и учителей, и тех, которые живут в городе, и тех, которые уезжают в область. Из-за этого все реже и реже учителя решаются уехать работать в маленький городок, где дети, так же, как и городские, нуждаются в хорошем образовании.
Проблемой остается и профессиональная подготовка преподавательского корпуса. Из-за слишком большой загруженности преподаватели не успевают следить за последними изменениями в своих отраслях.
Многие из них стараются заниматься репетиторством, таким образом решая свои материальные проблемы, но создавая новую – ученики в школе остаются без должного внимания.
Делая выводы из всего сказанного, мы попадаем в замкнутый круг: чтобы поступить в вуз, ребенку нужна достойная подготовка, которую он может получить (если позволяет материальное состояние родителей) от занятий с репетитором. А репетиторы – те самые школьные учителя, которые ищут дополнительный заработок.
Вот и получается, что одна из задач новой стратегии – разрубить запутанный узел.
«В стратегии есть перечень целевых программ, которые уже реализуются более или менее успешно. Все программы – финансируемые: хотя и мало, но средства выделяются. В целом, еще раз повторюсь, принятый документ – очередной шаг в рамках совершенствования системы образования. Можно обрушить на него град критики и сетовать по поводу недочетов. А можно, опираясь на конструктивные позиции, искать пути решения сложных проблем», – подчеркнула Екатерина Астахова.