"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Бездымный год

Именно заведения общественного питания опасались наиболее негативных последствий новации — снижения оборотов и оттока посетителей-курильщиков.
Табачные компании уверяли, что прямой цели — сокращения числа курящих в Украине — инициаторы закона не достигнут. Что же получилось в реальности? Тарас Середюк, совладелец сети ресторанов Mafia и Casta, констатирует: падение продаж в среднем на 20 % отмечалось на всех рынках, где запрещали курение — в Европе, Америке, Скандинавии, — и около 10 % игроков не выдерживали работы в новых условиях.
По его словам, самым тяжелым оказался первый квартал 2013 года, когда посетители привыкали к новым правилам. «У нас падение продаж год к году в первом квартале составило порядка 15 % (10–20 % в зависимости от места). Есть рестораны, которые не потеряли в продажах вообще», — поясняет он.
Генеральный директор аналитической компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова отмечает, что самым сложным 2013 год стал для кофеен — в Киеве закрылось около 10 заведений такого формата. Но влияние запрета на курение не было основополагающим. «Основной причиной стало открытие мобильных кофеен, а уже «добивающим» фактором стал и запрет курения. На сегодня мобильные кофейни занимают порядка 20 % кофейного сегмента рынка. А в некоторых людных районах Киева они забрали более 50 % посетителей», — говорит она. Сегодня в столице функционируют уже около 2000 мобильных кофеен.
Также закрылось около полудесятка кальянных и столько же бильярдных. «Те, что остались, — платят штрафы и работают, у них нет другого выхода», — признает О. Насонова. По ее оценке, в первый месяц после введения запрета — в декабре 2012 – кофейни и бильярдные потеряли более 50 % выручки, многие из них так и не восстановили продажи.
Выиграли от запрета прежде всего семейные заведения — если раньше в подобных ресторанах персонал был вынужден предоставить место для курения по требованию курящего гостя, то сегодня они защищают от дыма свою основную некурящую аудиторию законом.