Державною мовою – газета «Харьковские известия»

16.01.2021 04:35   -
Автор:
С 16 января вступает в силу норма закона, по которой на украинский язык должна перейти вся сфера услуг, независимо от формы собственности.
Отныне украинский потребитель по умолчанию будет получать услугу на государственном языке — в супермаркете или в интернет-магазине, в кафе или ресторане, в банке или в аптеке, на АЗС или на вокзале, в спортзале или библиотеке и т. п. Только по просьбе клиента его персональное обслуживание может осуществляться на другом языке, приемлемом для обеих сторон.
Уполномоченный по защите государственного языка Тарас Креминь подчеркнул — требование по обслуживанию на государственном языке касается не только сферы торговли. Речь идет также об образовательных услугах (в т. ч. кружках и секциях), медицинском обслуживании, предоставлении социальных услуг и т. д.
Более того, на украинском должна подаваться информация в ценниках, инструкциях, технических характеристиках, маркировке, билетах, меню и т. п. При этом информация на государственном языке о товарах и услугах может дублироваться и на других языках.
Креминь опубликовал на своей странице в Facebook детальную инструкцию о том, как стоит поступать в случае, «если нарушается ваше право на получение информации или услуг на государственном языке»:
  • Попытаться уладить ситуацию «на месте», попросив сотрудника обслужить вас на государственном языке.
  • В случае отказа сотрудника следует обратиться к руководству заведения или на их «горячую линию» (торговой сети, аптеки, АЗС и т. д.).
  • В случае отказа или отсутствия обеспечения предоставления услуг на госязыке стоит зафиксировать факт отказа при помощи аудио, видео или письменного подтверждения свидетелей. Также стоит зафиксировать информацию о заведении/учреждении (название, адрес, контакты).
  • Отправить жалобу уполномоченному по защите госязыка на электронную почту [email protected] или заполнить соответствующую форму на сайте https://movaombudsman.gov.ua/. Также можно отправить письменную жалобу по адресу: 01001, г. Киев, переулок Музейный, 12.
В тексте жалобы нужно указать: ФИО, адрес проживания, суть жалобы, кто именно потенциально нарушил новые нормы закона, как именно, когда и по какому адресу. К обращению стоит прикрепить доказательства, подтверждающие факт нарушения.
В письменной жалобе необходимо указывать дату ее составления. В электронной — следует указывать e-mail или другую информацию для обратной связи. Ставить подпись под текстом жалобы при отправке ее в электронном варианте не обязательно.
Жалобы можно подавать уполномоченному в течение полугода с момента фиксации нарушения.
«Прежде всего, составляется акт, если такая жалоба поступает на наш адрес, и предупреждение субъекту хозяйствования об устранении возможного нарушения закона. Если в течение 30 суток такое нарушение не будет устранено, мы составляем протокол и объявляем постановление о взыскании с предприятия штрафа от 300 до 400 необлагаемых минимумов доходов граждан», — рассказал Креминь.
По состоянию на январь 2021 года фиксированная сумма одного необлагаемого минимума доходов граждан составляет 17 грн. 300 и 400 необлагаемых минимумов доходов граждан — это 5100 и 6800 грн соответственно.
«Хочу сказать, что такая сумма не будет взиматься с персонала, который непосредственно будет нарушать языковой закон, а будет взиматься с предприятия. То есть если такое нарушение будет допущено в супермаркете, то руководитель сети супермаркетов обязан его устранить», — сообщил Креминь.
С 16 июля 2021 года каждый, кто захочет стать чиновником в органах государственной власти или местном самоуправлении, обязан будет подтвердить свое знание украинского языка.