Благодаря высокому профессионализму командира никто из находившихся на борту — 121 пассажир и шестеро членов экипажа — не пострадал. В Украине командир экипажа лайнера А320 турецкой авиакомпании “Атлас-Глобал” уже награжден орденом “За мужество” ІІІ степени, пишет Сегодня.
Аварийная посадка произошла в минувший четверг, но стало о ней известно в эти выходные. Международный рейс в Эрджан (Северный Кипр) самолет выполнял в сложных метеоусловиях — на Стамбул обрушился сильный ураган, сопровождавшийся ливнем, грозой и градом величиной с крупный орех. Тем не менее аэропорт продолжал работать и диспетчеры давали экипажам разрешения на взлет. Взлетел и А320 “АтласГлобал”. Но на высоте примерно 4 тыс. футов (около 1,2 тыс. метров) воздушное судно попало в зону мощного грозового фронта, которую, по предварительной информации, не показали бортовые приборы.
В результате самолет получил повреждения носовой части, пострадало остекление пилотской кабины, был выведен из строя автопилот. В этой экстремальной ситуации и с учетом того, что лайнер еще не успел набрать нужную высоту, Александр Акопов принял решение вернуться в аэропорт вылета, о чем сообщил наземным службам, которые были приведены в повышенную готовность.
О том, с какими трудностями экипажу пришлось садиться, свидетельствуют жесткие кадры видеосъемки — аэробус летит с сильным креном и лишь у самой земли принимает обычное положение. Потом станет понятной причина — командир приземлялся, образно говоря, вслепую, ориентируясь через форточку, не открывая ее, поскольку передние стекла были сильно повреждены и лишь затрудняли обзор.
Несмотря на произошедшее, полет завершился благополучно, никто не пострадал. По словам других украинских летчиков, мастерству Александра Акопова рукоплескал собравшийся на перроне персонал аэропорта, его приветствовали коллеги, наш пилот моментально стал ньюсмейкером турецких телеканалов и мировых информагентств.
А.Акопову 51 год, он уроженец Донецка, имеет более 30 лет стажа в авиации и почти 14 тысяч часов налета. Его должность — заместитель генерального директора, руководитель отдела авиакомпании “АтласГлобал”. Связаться с ним, к сожалению, не удалось.
Опытный летчик авиакомпании “Украина” Иван Жуль рассказал, что иногда грозовой фронт просто нельзя обойти: “И тогда просишь диспетчера отклониться влево или вправо от заданного маршрута. Попал в грозовое облако — и ты или герой, или антигерой. Акопов вышел из ситуации победителем, показав себя опытным летчиком”.
А вот авиаэксперт Валерий Романенко считает, что ситуацию должны были предотвратить диспетчеры: “Решение взлетать принимает командир, но с грозой шутки плохи, и все могло закончиться плачевно, так что все покажет расследование”.
Истории мировой авиации известно немало случаев, когда пилот волевым решением спасал сотни жизней. Так, почти год назад, в августе 2016-го, летчик авиакомпании SouthWestAir (США) сумел посадить самолет, летевший из Нового Орлеана в Орландо, с развалившимся в воздухе двигателем. Таким образом ему удалось спасти жизни 99 пассажирам и пяти членам экипажа. А в 2011 году иранский пилот посадил пассажирский лайнер с повреждением шасси и спас 113 человек, летевших из Москвы в Тегеран.
Наконец, в 2009 году пилот на рейсе Нью-Йорк—Шарлотта отвел падающий лайнер с отказавшим двигателем от жилых кварталов и посадил его на реку Гудзон. Уже из тонущей машины спасатели эвакуировали 155 человек.
Подготовила Татьяна Адамович