Экскурсанты узнали о жизни и деятельности педагога-новатора, который перевоспитывал бывших правонарушителей и помагал им возвращаться к нормальной жизни. Среди экспонатов музея посетители увидели фотоапарт «ФЭД», который был изготовлен на предприятии, построенном воспитанниками Макаренко; портрет выдающегося педагога, который создал один из его учеников – бывший фальшивомонетчик, а также первые издания «Педагогической поэмы» – главного труда Макаренко как писателя. Кроме того, участники экскурсии посмотрели фильм о жизни педагога и его учеников.
«Ценность этой экскурсии состоит в том, что она не только расширила кругозор и ознакомила ребят с историческими реалиями, а й показала молодежи влияние одной личности на ход истории, на судьбы целого поколения сложных подростков. Многие участники экскурсии сейчас находятся на пороге выбора своего жизненного и профессионального пути. Возможно, после этой истории у кого-то проснется чистое и искреннее желание стать настоящим учителем – человеком, который любит детей и выполняет свою работу не за какие-то деньги, а из внутреннего стремления и призвания помогать детям подниматься по лестнице развития», – написала на странице в «Фейсбук» общественной организации «АММА» ее руководитель Юлия Ибрагим.
Отметим, что мероприятие прошло с соблюдением всех карантинных норм и ограничений. Экскурсию провели в рамках выполнения Программы укрепления положительного международного имиджа и развития международного сотрудничества города Харькова на 2018-2020 гг. Департамент международного сотрудничества продолжает работу по проведению социальных экскурсий для жителей города.
Справка. Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939) – писатель и педагог, один из основателей системы детско-подросткового воспитания. Совершил в педагогической практике опыт, не имеющий примеров, массового перевоспитания детей-правонарушителей: сначала в трудовой колонии им. М. Горького (1920-1928, под Полтавой, с 1926 в Куряже близ Харькова), а затем – в детской коммуне им. Дзержинского (1927-35, в пригороде Харькова). В 30-х годах коммунары наладили производство фотоаппаратов «ФЭД». В 1934 году было выпущено 1,8 тыс. портативных ФЭДов, а в 1935-ом – 15 тыс. В художественном романе «Педагогическая поэма» описан опыт педагогической системы на примере колонии для несовершеннолетних, превращенной в детскую трудовую колонию с частичным самоуправлением. Организацией ЮНЕСКО А.С. Макаренко отнесен к четырем педагогам, определившим способ педагогического мышления в XX веке.