Таможня еще несколько лет назад получила 10 миллионов евро от ЕС на реконструкцию постов, но их до сих пор не обновили. Европа теперь прекращает финансирование по таможенной программе и требует отчитаться за потраченные деньги.
Самым скандальным стал международный пункт пропуска “Устилуг – Зосин”. Через Устилуг на Волыни ближе всего добраться до западной границы из Киева, открыть обновленный пункт пересечения границы планировали еще в 2014 году, но работы затянулись.
На ремонт и расширение поста Европа еще в конце 2012 года дала 6 миллионов евро в рамках приграничного сотрудничества “Украина-Польша-Беларусь”.
“Планировалась масштабная реконструкция, первая за 17 лет. Если сейчас Устилуг пересекает 2 тысячи человек, 700 автомобилей и лишь 3 автобуса, то после реконструкции появилось бы по пять полос на вход и выезд, Устилуг смог бы пропускать втрое больше людей и машин, а очереди, которые выросли после введения безвиза, уменьшились бы. Но ничего этого не произошло, хотя дедлайн по реконструкции прошел еще в декабре 2016 года. С польской стороны уже давно все построили. А у нас таможня потратила половину денег ЕС, за которые только вырыли два котлована вдоль пункта пропуска. То есть фактически украдены 3 миллиона евро. Да что там реконструкция. На нашей стороне даже ямы на дорогах не могут залатать! Говорят, что многомиллионный тендер на обустройство КПП два года назад выиграла фирма, близкая к тестю Насирова, бывшего главы ГФС. Кстати, у сына начальника таможенного поста Устилуг появилась дорогая машина, BMW X5, которой он хвалился в соцсетях, мол, папуля дал покататься”, – рассказал журналистам бывший сотрудник Волынской таможни.
Начальник таможенного поста “Устилуг-Зосин” Александр Оникийчук так объясняет, куда ушли 3 миллиона евро: “Были проведены земляные работы”.
“За оставшиеся три миллиона евро должны были построить админздания для пограничных и таможенных служб, новые полосы, поставить бокс углубленного досмотра и сканер. Вряд ли на это хватит 3 миллиона, особенно учитывая, что столько же “освоили” на котлованы”, – продолжает бывший таможенник.
По программе приграничного сотрудничества, должны были еще обновить пункт пропуска “Рава-Русская” и купить технику для других КПП (“Краковец”, “Шегини” и “Ягодин”). На это ЕС дал больше 2 млн евро. И еще около 3 млн евро – на компьютеры и развитие IT-технологий на постах во Львовской области и на Волыни. “Работы идут туго, фактически еще ничего не сделано”, – рассказал нам истончил в Мостисском пограничном отряде.
Отметим, что недавно в Госфискальную службу пришло письмо, в котором сообщается о прекращении программы из-за отсутствия прогресса. Документ попал в распоряжение журналиста-расследователя Александра Дубинского. В нем Павел Словиковский, председатель совместного секретариата программы трансграничного сотрудничества “Польша-Беларусь-Украина”, от имени Еврокомиссии требует отчета о потраченных деньгах до конца августа.
Подготовила Татьяна Адамович