Если не мы, то кто?

24.12.2014 07:06   -
Автор:
Я не верю в искренность новоявленной власти, когда она заявляет о том, что действует в интересах своих сограждан.
Если это так, то почему на Донбассе, где идет необъявленная, но совершенно реальная война, власть лишает поддержки мирное население — стариков, детей, женщин, инвалидов? Почему так называемые «защитники Отечества» на блок-постах не пропускают грузовики с гуманитарной помощью, а власть, которой они вроде бы подчиняются, при этом помалкивает?
Почему обещанная децентрализация власти откладывается? Почему парламентское большинство делит всевозможные кресла, а не занимается приведением в безупречный вид Конституции Украины? Основного Закона, который должен определять и обеспечивать в полном объеме права украинского гражданина.
Очевидно, что власть не знает реальных потребностей людей на местах и не реагирует на запросы и предложения, поступающие снизу. Этому немало причин — от непрофессионализма новых выдвиженцев до привлечения к управлению государством иностранцев. Некоторые из них, может быть, и неплохие менеджеры, но Украина — не их родина. И переживания, и проблемы людей, которых у наших высоких политиков принято называть «простыми гражданами» или «пересічними українцями», им чужды.
За доказательствами далеко ходить не нужно. Если посмотреть на размещенную на сайте Кабинета Министров красочно оформленную программу деятельности правительства, то на ее четырнадцати страницах ничего говорящего о том, что же именно намерена исполнительная власть делать, не найдешь, за исключением раздела «Новая политика безопасности», касающегося военной реформы. А вот, к примеру, «Новая политика молодежи и спорта» (так назван раздел) уложилась в два замечательных по своей бессодержательности пункта: «Принятие концепции молодежной политики (2015 г.)» и «Возрождение национально-патриотического воспитания (Постоянно)».
Реальная же «забота» исполнительной власти о гражданах Украины просматривается в обнародованной в СМИ информационной справке о предлагаемых изменениях к законодательным актам Министерства финансов, которое ныне возглавляет новоиспеченная гражданка Украины Н. Яресько. В этом документе ключевые слова — сокращение, уменьшение, исключение… И все это в целях экономии — «потенциальной и реальной». Особенно «экономными» для украинского общества обещают стать предложения главного финансиста страны по изменению Конституции Украины, а именно: (а) уменьшение сроков обязательного обучения в общеобразовательных школах до 9 лет; (б) исключение норм о безоплатности образовательных и медицинских услуг с целью расширения источников финансирования отраслей образования и охраны здоровья и введение оплаты; (в) исключение норм, которые запрещают сокращение сети учреждений.
Обо всех умопомрачительных новациях «реформаторов» тут не скажешь. Но хотелось бы знать, каким представляют себе будущее Украины высокие чиновники, предлагая почти на 42 миллиарда гривень сократить разного рода выплаты гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы? О чем думают они, побуждая больных в стационарах самим оплачивать питание (а это около миллиарда гривень) или предлагая родителям платить за питание детей 1–4 классов (более 700 миллионов гривень), а также лишая основную массу студентов стипендий и права бесплатного проезда в транспорте?..
Можно с уверенностью констатировать — такие «реформы» похоронят институт социальной политики в государстве. А вместе с ним уйдет в небытие и социальная защита нуждающихся граждан. Существует и углубляется колоссальный разрыв между теми, кто в состоянии самостоятельно обеспечить себя и теми, кто не может обойтись без поддержки государства. Стараниями нынешней власти, действующей в угоду своим зарубежным кредиторам, ликвидируются социальные механизмы, которые в определенной степени выравнивали их положение.
Я внимательно изучил историю польского успеха в проведении социально-экономических реформ. Там пошли по пути так называемой шоковой терапии. Но в отличие от наших умников польские власти на протяжении ряда лет готовили общество к пониманию того, что оно перестает жить в условиях, когда все и всем поровну, а переходит (а вернее сказать — возвращается) в систему капиталистических отношений, где нужно за все платить. И только после этого, все взвесив, просчитав и получив колоссальную зарубежную финансовую помощь, обеспечив формирование необходимых защитных механизмов, они запустили реформы.
А что у нас? Реформы власть намерена проводить в разгар экономического спада, во время боевых действий на Донбассе, когда огромная часть экономики работает на войну. А это безвозвратно потерянные деньги. Кредиты, которые нам предоставляют сейчас, — всего лишь возможность погасить старые долги. А ведь не какие-нибудь там локальные преобразования предлагаются. Реформа образования, реформа здравоохранения, реформа пенсионной системы и социального страхования. И все сразу, без оценки реальных возможностей и неминуемых последствий. В точном соответствии с известным лозунгом «Все і негайно!».
* * *
Сегодня единственный, в масштабах всего государства, реальный инструмент обеспечения социальной безопасности — местное самоуправление. Тот уровень власти, который позволяет совместить государственные интересы общества в целом (общее) и региональные интересы территориальных громад (особенное). Единство в многообразии — вот реальная формула развивающегося общества и прочного государства. И основой этого единства должно стать безусловное признание всеми и, в первую очередь, властью — абсолютной ценности каждой человеческой жизни.
Ведь если задуматься, поведение любого человека определяется прежде всего соображениями его безопасности, независимо от того, каково его социальное положение. Только вот одни при этом не считают возможным для себя пренебрегать безопасностью сограждан (их в нормальном обществе большинство), а для других (таких, к несчастью, немало появилось у нас в последнее время) чужая жизнь — всего лишь разменная монета для достижения своекорыстных целей.
Рассчитывать, что центральная власть услышит оппозицию, бесполезно. Мы, безусловно, будем оспаривать противоправные законы и нормативные акты в Конституционном суде, в других судебных инстанциях, предлагать Верховной Раде законопроекты, защищающие людей от произвола власти, хотя вероятность принятия их при нынешнем ее составе крайне низка. Но руководствоваться только лишь этими возможностями мы не можем.
В тех регионах, где оппозиция получила максимальную поддержку от людей и выиграла парламентские выборы, в частности, в Харьковской области, мы, взаимодействуя с местными советами, будем добиваться принятия одновременно с бюджетами регионов специальных программ социальной защиты населения, вынужденно создавая систему социальной скорой помощи, утвердив ее критерии, порядок финансирования и процедуру реализации.
Конечно, финансовые возможности регионов ограничены, особенно в условиях жесточайшего экономического кризиса, который мы переживаем благодаря разрушительным действиям правительства. Но не оказать реальной помощи наиболее уязвимым категориям наших сограждан мы не имеем права.
Наша первоочередная задача сегодня, задача тех людей, кто понимает, что реально происходит и критически оценивает происходящее, — доносить это видение до широкой общественности. Но недостаточно просто критиковать, необходимо предложить альтернативу.
Ее я вижу в следующем. В новом, 2015‑м году, должны состояться местные выборы. По какой системе они будут проводиться, что в очередной раз придумают нынешние законодатели политической моды, мы не знаем. Но в любом случае жизненные интересы территориальной громады должны отстаивать компетентные и добропорядочные сограждане, пользующиеся заслуженным авторитетом в своих профессиональных сообществах. Это станет возможным, если совместными усилиями мы создадим региональную политическую силу, сообщество активных людей, объединенных общим стремлением наладить безопасную жизнь в нашем регионе и создать необходимые условия для поступательного развития всех его жизненно важных сфер.
Такое общественное объединение должно стать лабораторией формирования отношений его участников на основе безусловного соблюдения конституционных прав личности и гражданина Украины. Оно может и будет представлено в Верховной Раде через действующих народных депутатов. А при подготовке и в ходе проведения местных выборов объединение станет гражданской платформой для всех, кто не приемлет насилия как средства достижения политических целей. Что не означает, конечно, отсутствие умения и навыков обеспечения необходимой защиты.
Я убежден, что именно этот подход позволит нам, жителям Харьковщины, сформировать руководящие органы местных советов всех уровней, способные в пределах своей компетенции решать насущные задачи нашего региона.
Если не мы, то кто?
Михаил Добкин, народный депутат Украины, почетный гражданин Харькова