Главная водная артерия Донбасса
Сегодня, когда так остро стоит проблема безопасности сложных инженерных сооружений (электростанций, газопроводов, мостов), архивные документы помогают оценить, как невероятно долог и труден процесс создания таких объектов, осознать всю значимость их всесторонней защиты. Одним из важнейших таких сооружений на востоке Украины является канал Северский Донец — Донбасс, строительство которого началось 60 лет назад. Для реализации этого сложнейшего проекта было приложено немало усилий целого ряда организаций и учреждений, особенно важным было участие харьковских специалистов.
Проектная документация по истории создания канала Северский Донец — Донбасс хранится в архивном фонде Украинского отделения Всесоюзного государственного проектного института Гидропроект им. С. Я. Жука. Эта организация, созданная в Харькове в 1927 году как Бюро водных исследований рек Украины, в наши дни преобразована в ПАО «Гидропроект». На протяжении десятилетий его специалисты занимались проектированием сложнейших гидроэнергетических и водохозяйственных объектов для Украины и зарубежья. Со временем наиболее важные из этих проектов, пройдя специальную экспертизу, переходят в Национальный архивный фонд и передаются в ЦГНТА Украины. Фонд этой организации в нашем архиве содержит сейчас около 80 000 единиц хранения и постоянно пополняется.
В частности, в ЦГНТА Украины хранится документация целого ряда проектов, разработанных Гидропроектом в рамках решения проблемы водообеспечения Донбасса, ставшей актуальной с начала прошлого века, когда подъем промышленности и рост населения потребовали значительного увеличения объемов воды. Наиболее значительными из этих работ являются «Генеральная схема водоснабжения Донбасса и Криворожья» (1933–1970), «Водоснабжение и канализация Донбасса» (1964–1965), «Водоснабжение северных и восточных районов Донбасса» (1953–1966), «Схема комплексного использования и охраны водных ресурсов Донбасса и левобережья Днепропетровской области» (1962–1966). Все это – комплексные многостадийные проекты, разработка и уточнение которых могли длиться десятилетиями.
Решение о строительстве канала Северский Донец — Донбасс было принято после долгих дискуссий — целый ряд специалистов настаивал на первоочередности строительства системы, поставляющей днепровскую воду. Первоначальный проект канала был разработан Особым конструкторским бюро, располагавшимся в подмосковном поселке Дедовск, на основе предварительных изысканий украинских гидротехников. Уже с 1957 г. канал протянулся более чем на 130 км — от поселка Райгородок до Верхнекальмиусского водохранилища неподалеку от Донецка. На трассе находятся несколько насосных станций, без которых работа канала невозможна: вода доставляется с низин, продвигаясь к засушливым районам, она постепенно поднимается почти на 200 м.
С середины 1960‑х годов для существенного увеличения пропускной способности канала последовательно проводились две его плановые реконструкции. На этот раз создателями проектов реконструктивных работ были харьковчане, представители Укргидропроекта. Проектировщики последовательно довели пропускную способность канала с 25 куб. м / с вначале до 32,1 куб. м / с, а затем и до 43 куб. м / с. Для того чтобы проще было оценить эти цифры, представим, что после реконструкции канала через него ежесекундно проходит объем воды, которым можно заполнить более 200 стандартных ванн.
Из пояснительных документов к проектам известно, что задачи расширения канала при первой реконструкции решались в основном за счет увеличения сечения открытых участков канала и использования существующих резервов насосных станций. Второе преобразование гидросооружения было гораздо более существенным: строятся новые насосные станции, дюкеры, заградительные сооружения; проводятся дополнительные нитки водоводов, осуществляется реорганизация линий электропередач и связи. Удивительно, но в обоих случаях реконструктивные работы проводились без остановки канала.
Главным потребителем ресурсов канала являлись, конечно, предприятия области — в 1980 г. объем воды, по-ставляемой для промышленных целей, составил 1172 млн. кубометров. Не менее важной функцией канала являлась доставка воды к сельскохозяйственным угодьям Донецкой области. Дело в том, что для успешного ведения сельского хозяйства необходимо втрое больше влаги, чем дает здешняя природа. Для восполнения этого ресурса предназначалась пятая часть объема всей по-ставляемой каналом воды. Благодаря увеличению пропускной способности канала площадь орошаемых полей в области увеличилась почти в два раза: к 1980 г. она достигала 154 тыс. га, для чего ежегодно использовалось до 654 млн. кубометров воды. К сожалению, к началу нового тысячелетия сохранилась лишь малая часть этой мощной системы, но с 2008 года оросительное земледелие в донецких степях постепенно восстанавливалось.
Как свидетельствуют архивные документы, в исследованиях, связанных с реконструкцией канала, активно участвовали представители ведущих высших учебных заведений Украины. В частности, в лаборатории структурной геоморфологии и неотектоники Харьковского университета изучались физико-географические процессы на территории канала, а работники лаборатории мелиоративной гидрологии Киевского государственного университета занимались прогнозированием подтопления территорий. Отметим, что киевляне в своих исследованиях использовали аналоговую вычислительную машину БУСЭ-70 (блочный универсальный сетчатый электроинтегратор), разработанную в 1970 г. Институтом математики Академии наук УССР совместно с электротехническим заводом «Транссигнал». Научно-исследовательская работа проводилась гидрогеологами в 1972 году, а машина была запущена в серийное производство только два года спустя. И это всего один пример использования новейших для своего времени достижений отечественной науки в реконструкции канала.
За каждой из скромных подписей на чертежах, картах, пояснительных записках проектов стоят интереснейшие судьбы создателей этих документов — харьковских гидротехников, геологов, архитекторов. Вот лишь несколько из длинного списка фамилий: Ольга Михайловна Лобинцева, руководитель изысканий для проектов Каховской и Кременчугской ГЭС, главный инженер проектов водохозяйственных объектов востока Украины; заслуженный строитель УССР Леонид Семенович Свашенко, прошедший путь от техника-конструктора до заместителя главного инженера Гидроэнергопроекта, автор 19 изобретений; Владимир Иванович Сердюков, главный специалист-геодезист института, ветеран Великой Отечественной войны, награжденный многочисленными орденами, создатель учебника по геодезическим изысканиям для гидротехнического строительства. Большую роль в сохранении и популяризации истории гидротехники играет Георгий Петрович Жук, талантливый энтузиаст, принимавший непосредственное участие в создании многих гидротехнических сооружений и написавший об этом ряд книг. Именно благодаря таким людям, настоящим профессионалам жизнь стала комфортнее и проще: недаром юбилейный сборник мемуаров работников Гидропроекта назван «Созидатели».
Харьковские гидротехники и сейчас лучшие в Украине, высоко ценится их опыт и за рубежом. Мощные сооружения, созданные ими в прошлом веке, успешно функционируют. К сожалению, в наши дни известия о повреждениях и разрушениях на канале Северский Донец — Донбасс стали слишком частыми. Поэтому архивные документы постоянно используются не только как источник для изучения истории развития науки и техники в нашей стране, но и для проведения реконструкции и ремонта. А надежную сохранность и всестороннее использование информации этих документов обеспечивают архивисты.
Автор выражает глубокую благодарность заведующей техническим архивом ПАО «Гидропроект» Н. Х. Давыдовой за помощь в подготовке статьи.