"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Годовщина крушения “Боинга-777” в Донбассе

В результате крушения погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа. Большинство из них были гражданами Нидерландов. Власти королевства организовали расследование трагедии, которая проводится под патронатом Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Украинская власть со своей стороны сразу же пообещала помочь в расследовании катастрофы.
Кстати, малайзийский “Боинг” разбился в годовщину своего первого полета.
Согласно опубликованным переговорам украинских и российских диспетчеров, экипаж разбившегося лайнера не подавал сигналов тревоги, не сообщал ни о каких проблемах и не опускался ниже предельно допустимой высоты (на тот момент воздушное пространство над Украиной было закрыто ниже отметки 9800 метров).
Из переговоров диспетчеров и пилотов МН17:
13.15. 19
“МН17 Днепропетровск: Днепр Радар, малайзийские один семь, уровень полета 330 (воздушный эшелон 330 соответствует высоте 10 500 метров — ред.).
Днепропетровск к МН17: малайзийские один семь. Днепр Радар, добрый день, радарный контакт”.
13.19.21
“Ростов к Днепропетровск: итак, Днепр, Ростов один. Можете дать курс для малайзийских в Ростов <…>
Днепропетровск к Ростов: Для малайзийских, которые семнадцать?
Ростов к Днепропетровск: Да <…>
13.19.49
Днепропетровск к МН17: малайзийский один семь, в связи с трафиком следуйте в точку <…> RND
13.19.56
Днепропетровск к МН17: RND, малайзийские один семь
13.21.10
Днепропетровск к МН17: малайзийские один семь, вы меня слышите? Малайзийские один семь, Днепропетровская вышка.
13.22.05
Ростов: Слушаю вас, это Ростов.
Днепропетровск: Ростов, вы наблюдаете малайзийский <…>
Ростов: Нет, похоже, что объект начал распадаться”.
Позже Служба безопасности Украины обнародовала запись телефонных переговоров боевиков за 2 минуты до сбивания мирного пассажирского самолета “Боинг-777” 17 июля.
“Запись, в частности, доказывает, что боевики из группы подполковника ГРУ Генштаба Вооруженных сил РФ Игоря Безлера (“Беса”) знали о приближении самолета. Подчиненные доложили “Бесу” что самолет, приближается, после чего он дал команду сообщить об этом вышестоящему руководству”, – говорится в сообщении ведомства.
NY Times опубликовал наглядную карту полетов самолетов над территорией Украины за неделю до трагедии.
Версии крушения
Все это время эксперты исследовали обстоятельства гибели “Боинга-777”. На большинство вопросов пока нет ответов, а лишь заявления.
Первая версия возникла сразу же после крушения авиалайнера и была поддержана официальными украинскими властями: “Боинг” сбили боевики, перепутав его с военным транспортником Ан-26.
До сих пор официальная международная команда следователей под руководством Нидерландов не выяснила, кто виновен в крушении. Из первого и пока единственного доклада Совета по безопасности Нидерландов следует, что самолет “развалился в воздухе из-за структурных повреждений, вызванных внешним воздействием многочисленных высокоэнергетических объектов”. При этом точных данных об источнике происхождения этих “объектов” в документе нет.
Множество специалистов высказали свои предположения относительно того, что именно случилось в воздухе, и кто мог быть виновен в катастрофе. Большинство экспертов уверены, что самолет был сбит из зенитно-ракетного комплекса “Бук”.
Специалисты делали заявления, ориентируясь на характер повреждений фюзеляжа. Ракеты “земля – воздух”, которыми оснащается установка, взрываются на некотором удалении от цели, из-за чего самолет прошивает множеством осколков. Информацию о том, что самолет был сбит с земли, подтвердили и данные “черных ящиков” авиалайнера. На Западе полагают, что причастными к трагедии могут быть боевики.
В течение долгого времени на месте крушения лайнера работали международные специалисты и представители ОБСЕ, которые собирали останки. Фото: AFP
Как проходит расследование
К годовщине теракта Нидерланды активизировали свои действия в расследовании преступления. В частности, Нидерландский совет по безопасности разослал сторонам, вовлеченным в расследование теракта, черновой вариант своего окончательного отчета.
В частности, материалы были отправлены представителям Малайзии, Украины, России, США, Великобритании и Австралии. Сам отчет был подготовлен специальной комиссией, в которую вошли представители этих стран. В отчете содержатся вся собранная информация и все выводы об обстоятельствах, приведших к крушению лайнера.
Раскрывать детали отчета в совете отказались, сообщив, что по правилам Международной организации гражданской авиации, такие отчеты носят конфиденциальный характер. Там не исключили, что возможна утечка информации, хотя и не считают ее вероятной.
Результаты расследования должны быть обнародованы осенью.
В ранее опубликованном заявлении Совета безопасности Нидерландов говорится, что у стран-участниц расследования есть 60 дней, чтобы прокомментировать доклад и подготовить свои замечания и комментарии, после этого будет подготовлена окончательная версия. Россия уже выразила недовольство промежуточными выводами доклада и обещала внести свои уточнения.
На месте катастрофы. Фото: AFP
Как проходит расследование
Премьер-министр Малайзии Наджиб Разак заявил, что расследование причин падения малайзийского самолета Boeing в Украине может продлиться до конца 2015 года.
“Расследование продолжается, возможно, продлится до конца года. Публикация доклада о причинах катастрофа ожидается в начале октября”, – отметил он.
По словам Разака, в данный момент производится анализ очевидной картины причин крушения лайнера.
Вместе с тем Малайзия во вторник, 14 июля, внесла в Совет Безопасности ООН проект резолюции о создании международного трибунала по расследованию дела о сбитом “Боинге” в Украине.
За создание трибунала для судебного преследования лиц, виновных в гибели малайзийского “Боинга” в Донбассе в июле 2014 года выступают пять стран — Нидерланды, Малайзия, Австралия, Бельгия и Украина.
В Украине работали 240 экспертов, расследующих катастрофу “Боинга-777”. Фото: AFP
Выводы и взаимные обвинения
В настоящее время достаточных данных, позволяющих сделать хотя бы приблизительные выводы о том, что произошло в небе Донецкой области.
Тщательное же обследование обломков самолета позволит определить, был ли он сбит. Но даже в том случае, если повреждения позволят говорить о том, что самолет сбили ракетой, и определить тип ракеты, выяснить место ее запуска будет практически невозможно.
Анализ записей регистратора переговоров экипажа указывает на отсутствие какой-либо внештатной ситуации перед катастрофой.
А в США официально обвинили в уничтожении “Боинга” боевиков так называемой “ДНР”.
“Мы знаем, что самолет “Малайзийских авиалиний” был сбит ракетой с земли. Мы знаем, что она была выпущена с территории, контролируемой сепаратистами, и в тот момент, когда украинские ПВО не работали”, – заявил 26 июля официальный представитель Белого дома Джош Эрнест.
По его словам, Россия причастна к этой трагедии.
“Мы видели, что со стороны России в Украину перебрасывалось тяжелое вооружение, которое позже использовали сепаратисты, которых Россия учила пользоваться им. Среди этого вооружения были и средства ПВО”, – добавил Эрнест.
Российская сторона отмечала, что говорить о причинах крушения самолета преждевременно, и предлагала дождаться итогов международного расследования.
Президент Украины Петр Порошенко заявил, что “боевики одним выстрелом убили почти 300 людей”, а российский лидер Владимир Путин сказал, что ответственность за крушение полностью лежит на украинской стороне.
В конце июня Петр Порошенко внес в Верховную Раду проект закона о продлении срока действия Соглашения между Украиной и Королевством Нидерланды о Международной миссии защиты расследования обстоятельств крушения сбитого в небе над Донбассом малайзийского Боинга летом 2014 года.
Утечка с указанием виновных
Американская телерадиокомпания CNN накануне опубликовала данные из финального доклада международного расследования крушения малайзийского “Боинга” в Донбассе.
Публикация CNN основана на рассказе двух источников, знакомых с содержанием доклада. Ключевой тезис сообщения заключается в следующем: доказательства, собранные голландцами, возлагают ответственность за катастрофу на боевиков, “Малайзийские авиалинии” и косвенно на Россию, которая произвела ракету.
В докладе, который занял несколько сотен страниц, буквально минута за минутой расписан весь полет борта MH17, указано место, откуда выпущена ракета, и обозначена траектория ее полета.
Тем временем родственники погибших при крушении самолета подали иск на $900 к бывшему министру обороны самопровозглашенной “Донецкой народной республики” Игорю Стрелкову.
Как отмечается, иск от лица 18 семей погибших был подан в один из судов Чикаго.
Перед этой трагедией крупнейшей в Украине считалась та, которая произошла также в Донецкой области, в августе 2006 года. В 35 км от Донецка рухнул пассажирский Ту-154 (рейс из Анапы в Санкт-Петербург). Погибли 170 человек. Эта катастрофа вошла в 50 крупнейших авиатрагедий мировой авиации. Причина: при сильной грозе экипаж предпринял попытку провести самолет над кучево-дождевым облаком (вместо того, чтобы обойти его сбоку, как требуют правила).
А самая крупная катастрофа в истории авиации произошла 27 марта 1977 года. В этот день на испанском острове Тенерифе на взлетно-посадочной полосе столкнулись два “Боинга 747”: самолет американской авиакомпаний “Пэн Американ” и нидерландской “Королевской авиационной компании”. В результате крушения погибли 583 человека.
Самолеты падают не только из-за человеческого фактора, отказа техники и погоды. Зачастую пассажиры и экипаж рейсов становятся жертвами террористов.
Самый известный теракт в воздухе, унесший почти 3 тысячи жизней, произошел 11 сентября 2001 года. Утром того дня группа из 19 террористов захватила сразу четыре самолета. Два из них были направлены на башни Всемирного торгового центра, что привело к полному разрушению небоскребов. Третий самолет врезался в здание Пентагона под Вашингтоном, а четвертый упал около города Шенксвилл в Пенсильвании.
8 марта 2014 года над Южно-Китайским морем была потеряна связь с самолетом Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines, следовавшим по маршруту из Куала-Лумпура (Малайзия) в Пекин. Предположительно, на борту были намеренно отключены системы связи. На борту находились 239 человек.
В дальнейшем самолет фиксировался радарами в Малаккском проливе, почти на 500 километров западнее последней точки, в которой он давал о себе знать. После выключения систем опознавания самолет еще минимум 7 часов держался в воздухе, после чего исчез. Несмотря на масштабную поисковую операцию, обнаружить место падения самолета так и не удалось.
Причины, по которым исчез самолет, не установлены до сих пор. Основной версией происшедшего является угон неизвестными лицами, возможно, с целью совершения теракта.
Источник: Сегодня
Подготовил Александр Казайкин