«Харьков-Минск-Брест-Харьков»: поезд дружбы и воинского братства
Он организован и сформирован по инициативе и при организации Харьковского областного комитета ветеранов военной службы — участников «холодной войны», при организационной поддержке Харьковской областной ассоциации общественных организаций инвалидов и ветеранов войны, при финансовой и технической поддержке начальника Южной железной дороги А. В. Филатова и организации ветеранов ЮЖД и активной помощи Общественной организации «Оплот» и лично Е. В. Жилина.
Но в начале — немного истории…
Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать…
22 июня 1941 года в четыре часа утра без объявления войны фашистская Германия и ее союзники напали на Советский Союз.
Бомбардировкам подверглись Рига, Виндава, Либава, Шауляй, Каунас, Вильнюс, Гродно, Лида, Волковыск, Брест, Кобрин, Слоним, Барановичи, Бобруйск, Житомир, Киев, Севастополь и многие другие города, железнодорожные узлы, аэродромы, военно‑морские базы СССР, осуществлялся артиллерийский обстрел пограничных укреплений и районов дислокации советских войск вблизи границы от Балтийского моря до Карпат. Немецко-фашистские войска перешли государственную границу СССР и повели наступление в глубь советской территории. Началась Великая Отечественная война… Первыми приняли на себя удар пограничники и бойцы частей прикрытия. Они не только оборонялись, но и переходили в контратаки. Целый месяц в тылу у немцев сражался гарнизон Брестской крепости. Даже после того, как противнику удалось овладеть крепостью, отдельные ее защитники продолжали сопротивление. Последний из них был схвачен немцами летом 1942 года. За первые восемь часов войны советская авиация потеряла 1200 самолетов, из них около 900 были потеряны на земле (бомбардировке подверглись 66 аэродромов). Наибольшие потери понес Западный Особый военный округ — 738 самолетов (528 на земле). Узнав о таких потерях, начальник ВВС округа генерал‑майор И. И. Копец застрелился. Наименьшие потери имела авиация Одесского военного округа. По стечению обстоятельств на 22 июня были назначены крупные учения, и накануне, в субботу вечером, все самолеты были перебазированы на запасные аэродромы. Когда утром прилетели немецкие бомбардировщики, бомбить им пришлось пустые стоянки. Потери 22 июня составили 24 самолета. Первый день войны оказался для немцев не таким уж простым. Уже в 3.30 утра И-16 33‑го ИАП Западного ОВО, базирующиеся в Пружанах, сбивают над Брестом первый немецкий самолет. Спустя примерно через час на землю падают еще пять вражеских машин, атакующих аэродром этого полка. К концу дня потери немецкой авиации составили около 300 самолетов — самые большие потери за день за всю войну…
Указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 8 июня 1996 года № 857 22 июня объявлен Днем памяти и скорби. В этот день на территории Российской Федерации приспускаются Государственные флаги.
22 июня отмечается в Беларуси (официальное название «День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны») и в Украине («День скорби и чествования памяти жертв войны»). Сегодня в Бресте, как и во всех без исключения городах и селах России, Украины и Беларуси, представители трех славянских народов отдадут дань памяти и скорби героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины, которая тогда была у нас одна…
Наш паровоз вперед лети…
Напомним, что в рамках пятилетнего проекта 2010–2015 гг. спланировано пять «Поездов дружбы и воинского братства».
Первый поезд по маршруту: Харьков — Белгород — Курск — Орел — Тула — Москва — Харьков состоялся с 14 апреля по 19 апреля 2010 года.
Второй поезд по маршруту: Харьков — Санкт-Петербург — Кронштадт — Петергоф — Санкт-Петербург — Харьков состоялся со 2 октября по 7 октября 2011 года.
Третий поезд по маршруту: Харьков — Минск — Брест — Харьков проходит с 20 июня по 24 июня 2013 года.
В составе делегации: ветераны- инвалиды — участники боевых действий ВОВ, участники боевых действий — освободители Белоруссии, участники партизанского движения, ветераны — железнодорожники и ветераны военной службы — участники «холодной войны». Всего — 40 человек. Возглавляет делегацию исполнительный директор «Харьковской областной ассоциации общественных организаций инвалидов и ветеранов войны» Валентина Ивановна Дроботько, ветеран ВОВ, заслуженный учитель Украины, кавалер ордена Дружбы народов, орденов Княгини Ольги II и III степеней и многими медалями.
Харьковская делегация встретится с ветеранскими организациями Минска и Бреста. Во время встречи в Минске украинские и белорусские ветераны обменяются опытом работы, наметят планы дальнейшего сотрудничества. Запланировано посещение Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны в г. Минске и возложение цветов на мемориале. В крепости-герое Бресте планируется встреча с ветеранами Брестской городской организации. Члены делегации харьковских ветеранов примут участие в военно-исторической реконструкции обороны Брестской крепости, встретятся с ее участниками, возложат цветы к местам гибели защитников крепости-героя Брест. Ветераны Харьковщины найдут своих побратимов по оружию, вспомнят боевое братство и жестокие бои за освобождение Белоруссии. На совместной встрече в Бресте братские ветеранские организации также обменяются опытом работы и наметят планы на дальнейшее совместное сотрудничество.
«Поезд дружбы и воинского братства» возвратится в Харьков 24 июня 2013 года в 12. 24 по киевскому времени.
Бессмертный гарнизон. Вместо послесловия
Брестская крепость, первой в июне 1941 года вставшая на пути фашистской молниеносной войны, для всех нас является символом героизма. Вспоминается репродукция классической картины Петра Кривоногова «Защитники Брестской крепости» и надпись на стене «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина». Самоотверженная оборона крепости и эта надпись — исторический факт.
Есть и другой факт — шокирующий. Подвиг защитников Брестской крепости мог бы так и остаться за пределами официальной советской истории, ведь почти все из тех немногих защитников, кто сумел уцелеть, попали в немецкий плен, а Сталин недвусмысленно говорил: «У нас нет пленных. Есть изменники Родины». Честное имя своими публикациями защитникам Брестской крепости уже после войны сумел вернуть один человек — писатель Сергей Смирнов, главный редактор «Литературной газеты». Он начал искать участников обороны вскоре после смерти Сталина и нашел сотни человек. Кого-то в лагерях, кого-то на поселении, и всех без исключения — в полной безвестности и с позорным клеймом предателя. Многие не дожили до признания: чудом пережив ад июня 41‑го и годы немецких концлагерей, они пали жертвой послевоенных репрессий на Родине, в СССР.
Как случилось, что в июне 41‑го, несмотря на многочисленные свидетельства готовящейся атаки, гарнизон крепости не был в боеготовности, а начальство из Москвы повторяло лишь «на провокации не поддаваться»? Почему защитники Брестской крепости опасались местного населения едва ли не больше, чем наступающих немцев? Как горстка солдат без боеприпасов, пищи, воды и связи с командованием продолжала так долго оказывать ожесточенное сопротивление немецкой военной машине — артиллерии, танкам, авиации и штурмовикам элитной австрийской дивизии? Почему они не сдавались? Все еще надеялись, что подойдут свои? Или, как объясняли немцы, считали, что в плену их ждет расстрел? Или хотели отомстить за погибших родных и друзей? Все это часть ответа, но было и нечто еще. Затасканное пропагандой, но на самом деле глубоко личное. Что заставляет умирать, но не сдаваться…