"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Харьков судоходный. Очевидное — невероятное

«Чайки» гетмана Полуботка
О судоходстве в первые полтора века после основания Харькова остались лишь легенды. Якобы основным способом сообщения между Харьковом и селом Дергачи было именно судоходство. Оба населенных пункта расположены на берегах Лопани. Фрегаты по реке, конечно же, не ходили, но казацкие «чайки» — суда длиной до 18 метров, вмещавшие до 70 человек, — вполне. «Подтверждением» служит легенда о том, как около Дергачей затонула «чайка», на которой везли часть золота гетмана Полуботка. Основная доля богатства — не то 500 тысяч червонцев, не то миллион — добралась до Англии, где осела в местных банках не то под 4 %, не то аж под 7,5 %. Но кое-что ушло под воды Лопани. В общем… Где только не объявлялось легендарное золото. Почему бы не под Харьковом?
Кстати, вторым местом затопления называют Саржин яр, на месте которого тоже якобы была река.
Но наша история все-таки не о несметных сокровищах, а о большой мечте, о кораблях и водных странствиях.
Порт двух морей
По версии «харьковского Геродота» Дмитрия Багалея, в XIX веке ни судоходства, ни сплава леса по харьковским рекам быть не могло из-за того, что на реках были установлены мельницы. Кроме того, реки были чрезвычайно загрязнены. Мельничные гати были сделаны из навоза, и вода в реках имела неприглядный вид. В деле загрязнения старались не отставать и иные производства. Во второй половине XIX века шерстомойни ежегодно выбрасывали в реки до 900 пудов грязи.
Над тем, что уважающему себя городу нужна приличная река, начали задумываться в начале прошлого столетия. Планы, которые рождались в головах харьковских управленцев и инженеров, вполне можно было бы назвать наполеоновскими (если бы, конечно, Наполеон был флотоводцем).
В 1906 году на имя харьковского городского головы Александра Погорелко был подан проект улучшения реки Северский Донец. Проект предполагал обустройства водного пути от Белгорода через Харьков до Ростова-на-Дону, Азовского и, соответственно, Черного моря.
Перед Харьковом замаячила перспектива стать «портом двух морей». Но… Первая мировая, революция, еще одна революция, Гражданская война… В общем, было не до того.
Речной трамвай не роскошь, а средство передвижения
К идее судоходства вернулись в начале 1930‑х. Городские власти решили построить 19 водохранилищ и 3 плотины. По харьковским рекам было пущено три речных трамвая, рассчитанных на 72 пассажира каждый. Планировалось, что речной транспорт будет перевозить до 1,2 млн пассажиров в год. Также на реках работали около десятка моторных катеров на 10—24 пассажира каждый. Журнал «Всесвіт» в 1933 году воспел харьковских речников в стихотворных строках:
Моторний катер підплива — прожогом харків’янин мчиться
Цена билета составляла 25 копеек. Навигация продолжалась 200 дней в год.
В 30‑е Харьков планировали сделать полноценным судоходным городом, построить 15 пристаней и запустить грузовые баржи. Война помешала реализации данного проекта.
Некоторое время катера работали и после войны. Но постепенно речной транспорт пришел в упадок. Проекты обводнения рек и возвращения речного транспорта выдвигались в 80‑е годы. Но перестройка несколько изменила планы харьковчан. В конце 80‑х — начале 90‑х средств хватало лишь на поддержание городской системы жизнеобеспечения.
Романтическое название «Ласточка»
В 1996 году в Харькове таки появился большой «корабль». Городу передали прогулочный катер, спущенный на воду в 1975 году и ранее бороздивший днепровские просторы. Судно было в убитом состоянии. На 30‑метровой платформе его доставили в Харьков и восстановили.
При рождении катер нарекли «Павликом Морозовым». Но к середине 90‑х подобные наименования в значительной степени утратили актуальность и судно приобрело иное, более романтичное название — «Ласточка» (не иначе авторы нового названия были фанатами пьесы «Бесприданница»).
«Ласточка» ходила по харьковским рекам до 2005 года. 1 апреля 2005‑го корабль сгорел около лодочной пристани на Пролетарской (ныне — Павловской) площади.
О дальнейшей судьбе «Ласточки» сложили целый ряд легенд. По одной версии из нее сделали плавучую базу отдыха на Печенежском водохранилище, по другой — отправили догнивать на Сортировку, по третьей — сдали на металлолом, по четвертой — пристроили на водоеме в Старом Салтове, где следы плавсредства тоже теряются.
В 2006 году судоходство в Харькове пытались вернуть.
При городском управлении транспорта даже собирались создать школу речного судоходства, где за два месяца планировалось подготовить своих харьковских капитанов, механиков и стюардов речного флота.
Грандиозные планы пришлось укоротить. Зато накануне Евро‑2012 на месте бывшей стоянки «Ласточки» открыли лодочную станцию.
sq.com.ua