Худший европейский опыт будет применим в украинских школах будущего – эксперт Анна Лаба
“Основным заданием образования становятся не знания, как таковые, которые уже можно почерпнуть из очень многих источников, и которые приумножаются в геометрической прогрессии. Основою образования становится система ценностей, система человеческих отношений, система отношения к разным ситуациям, умение критически мыслить, умение использовать информацию для личностного роста, решения личных и профессиональных заданий”, — сказала Лилия Гриневич во время панельной дискуссии “Образование 2030 — видение для Украины в европейском контексте”.
В Украине внедряется опыт Швеции, но в политических кругах этой страны давно ведутся дискуссии на тему, стоит ли делать основной акцент на ценностях в ущерб фундаментальным знаниям. И эти споры не на пустом месте: школьное образование демонстрирует плачевные результаты. По данным исследования в рамках международной Программы оценки обучения — Pisa, которое проводится раз в три года Организацией экономического сотрудничества и развития/ОЭСР в 2013 году, шведские школьники показывают ухудшение результатов в чтении, математике и решении задач. И Швеция спустилась ниже среднего уровня в этом исследования, проводимом в 64 странах мира. Более того, теперь эти ухудшения становятся заметнее и у молодых взрослых. В целом, Швеция, по итогам отчета PIAAC, иногда называемого “PISA для взрослых”, выглядит неплохо. Но не в возрастной группе “молодых взрослых”, т.е. с 24-х по 27 лет. Они справлялись с задачами хуже, чем их ровесники из других стран. Подтверждая, тем самым, что трудовой и жизненный опыт не смог компенсировать недостатков в их знаниях. Опираясь на опыт Швеции, мы уже можем прогнозировать, что ждет Украину в недалеком будущем, если концепция “Новая школа” от Министерства образования будет успешной.
Подготовил Александр Легезин