Как хотите доехать до Киева?
Говорят, чтобы иметь собственное мнение, надо все пощупать своими руками. И такой случай — опробовать Hyundai — представился. Он начался прямо у кассы предварительной продажи билетов, когда кассирша предлагала билет в Киев. Отправление скоростного Hyundai в 6.50 предполагало подъем хотя бы в 5.20, часа за полтора до отправления, чтобы умыться, добраться с Салтовки до вокзала, прихватив с собой завтрак. Потому что надежд на возможности, меню и, опять-таки, цены вагонного буфета не много. К тому же, невыспавшийся и просидевший четыре с половиной часа неподвижно в кресле, — каким я буду выглядеть в командировке? Поэтому приобрел билет на проверенный ночной фирменный поезд, оправляющийся в 22.20. «А обратный-то на Hyundai возьмете? — с надеждой в голосе спросила кассирша. — Они уже не опаздывают. Берите второй класс».
Ее доводы, как и мое желание познать чистоту эксперимента, взяли верх, и, заплатив на 60 грн. больше, чем за купе туда, я приобрел обратный билет. Если быть совсем честным, то, помимо знакомства с новым поездом, прельщало его отправление из Киева в 18.15 и прибытие в Харьков в 22.50. Если даже опоздает, то здесь я дома: не на метро, так на такси доберусь. Это приезжим сложно и затратно: первым делом искать около полуночи, где переночевать.
Второе заочное знакомство с Hyundai произошло еще более нетрадиционно. Подходя к своему вагону, стал свидетелем необычной картины: проводник заботливо предупреждал всех пассажиров быть внимательными, так как расстояние между краем перрона и ступенькой вагона было несколько увеличено. Приглядевшись, я увидел, что часть перрона действительно как бы аккуратно вырезана. «Это для локомотива Hyundai, он не помещается», — старательно объяснял проводник какой-то женщине. Мужчины недоуменно пожимали плечами и переступали это препятствие. А вот одна из пассажирок, сославшись на узкую юбку, фыркнула и пошла садиться в поезд через двери соседнего вагона. Возможно, эта мелочь осталась бы незамеченной, но женщина оказалась попутчицей по купе и эмоционально, в подробностях обсуждала это со всеми соседями. Ох уж досталось корейскому чуду!
Пассажиры в нашем купе, как это обычно бывает в поезде, перезнакомились. Кто-то даже обменялся телефонами, визитками, нашлись общие знакомые, темы для разговоров и т. д. и т. п. И как это бывает в киевском поезде, время до полуночи пролетело незаметно, пока кто-то не вспомнил, что утром всем рано вставать — поезд прибывает в Киев в 6.30.
Что тут, скажите, особенного? Правильно: ничего. Обычная в нашем традиционном понимании поездка в поезде — мы привыкли к такому. Утром помогали друг другу доставать вещи из-под полки, прощались, как давно знающие друг друга приятели.
Это не поезд. Это — Hyundai!
И вот вечером меня ждал обратный путь и долгожданная встреча со скоростным корейским поездом. Нет, не поездом, а электрич-кой — в нашем традиционном понимании этого слова. Почему? Постараюсь объяснить.
Все свои вопросы в столице я порешал часам к 17.00, самое время выдвигаться на вокзал и где-то перекусить. Впрочем, полноценно поужинать не успевал, да еще и не хотелось. А брать с собой в дорогу бутерброды и уплетать их в одиночестве в общем вагоне — как-то не солидно. Надежды на буфет, повторюсь, было мало. Но пошел на риск.
Вагон оказался последним в составе. Второй класс: три кресла по ходу поезда и напротив два спиной вперед. Когда-то у нас курсировали такие вагоны с креслами, отдаленно похожими на самолетные, лицом туда и обратно.
Мое место оказалось у окна, на двух соседних разместились два уже достаточно «закомандированных» гражданина, которые, было заметно, успешнее меня решили проблему ужина и еще до начала движения поезда начавшие засыпать. Ближайший попутчик, помните, как в киноклассике «Ирония судьбы», так и оставался всю дорогу до Харькова в пальто, с огромным портфелем на руках и все норовил облокотиться на меня. Так что деликатных переговоров о том, кому и какая часть узкого корейского подлокотника принадлежит, не получалось. Временами он похрапывал, и ближайшие соседи призывно поглядывали на меня, чтобы я «выключил» этот оркестр басов. Но это еще не все. Чтобы выбраться из своего заточения возле окна, мне пришлось будить и поднимать их обоих, что было, поверьте, совсем не просто. Рассчитанное под щуплых корейцев, расстояние между креслами Hyundai не позволяет разминуться с сидящим соседом. Хорошо, если вместе едут знакомые, а постоянно тревожить чужого человека, да к тому же пребывающего в посткомандировочном состоянии, согласитесь, некорректно и неудобно — гражданина требовалось не кантовать. Я сумел позволить себе это только раз и то с трудом. Но чистота эксперимента требовала проинспектировать буфет.
К слову, об окне. Оно огромное и холодное. Так что я, не мерзляк, ощущал левым боком — от плеча до пальцев ног — дискомфорт почти всю дорогу. Оказалось, как и все сидящие впереди и за мной у окна, — многие из них так и ехали в наброшенных на плечи куртках. Кстати, о куртках и шубах. Они висели на красиво утапливаемых крючках, но создавали эффект коллективной коридорной раздевалки. Полка для клади над креслами небольшая, а багажная стойка одна — у дверей. Так что с большим багажом, как у челноков, на этом поезде путешествовать не советую.
Вообще, ощущение поезда отсутствует напрочь. Может, похоже на самолет, но по салону лайнера так часто туда-сюда не прохаживаются. Автобус? Но там чаще остановки — для перекуров и т. д. Поезд? Но, сидя в рядок, не поговоришь. Не оборачиваться же в поисках собеседника и в коридор пообщаться у окна не выйдешь. Или в моем случае. Ну, устал человек, уснул. Уложили бы его на верхнюю полку — и он никому бы не мешал общаться и передвигаться.
А так — общий салон, несколько мониторов, непонятно что показывающих, так как в вагоне все-таки стоит легкий шум: развешанные шубы, кто-то встает, поднимая соседей и привлекая общее внимание, звонят телефоны. Хоть и нарисован значок — звонить в тамбуре, но это так, для красоты. Самыми счастливыми выглядели те, кто, воткнув наушники и включив планшеты или ноутбуки, ушли в свой виртуальный мир…
Нет, не для нашего человека такая поездка.
Хотелось бы что-то сказать о буфете, но ничего не поразило. По своим возможностям он не в состоянии обеспечить питанием и треть пассажиров экспресса. К тому же чипсы, шоколадки и печенье — это, согласитесь, не еда и даже не закуска. Так, дополнительная выручка для «Укрзалізниці». Пиво? Так его молодежь и употребляла, собравшись веселой группкой в тесном помещении буфета, не приспособленном для этих целей. Впрочем, это и к лучшему, ведь такой поезд — общественное место, в нем нет закрытых купе, где можно поужинать компанией. С одной стороны, это замечательно. С другой — чувствуешь себя на всеобщем обозрении, отсутствует, как уже говорилось, наше восприятие поездки на поезде.
Сознание буравили две мысли. Первая, когда все закончится, так как все тело и шея, повернутая к монитору, затекли без движения. И вторая: на какое расстояние или время движения рассчитывались эти поезда? Высидеть в них 500 км, или 4,5 часа, сложновато. Причем, как во втором классе, билет в который по четвергам и субботам стоит 212 грн., так и в первом — 418 грн. в пятницу и воскресенье, как значится в проспектах. Да, там удобнее кресла и столики, но целостные впечатления от поездки точно такие же — общий проходной салон дизель-поезда.
И о скорости
Скорость — это единственное неоспоримое преимущество Hyundai. Состав так сработан, что набирает ее мгновенно, бесшумно, она не ощущается, особенно в зимнее время, когда за окном темно и не видны стремительно проносящиеся придорожные деревья и строения. Набор скорости и торможение поезда видны только на мониторе, где высвечивается цифра скорости. Причем динамические характеристики Hyundai настолько хороши, что в салоне не ощущается разницы, с какой скоростью — 60 или 140 км / час — движется состав. Этого не отнять, и это впечатляет. Хотя, возможно, в летнее время, когда световой день будет длиннее, за окном будут проноситься деревья, и восприятие скорости будет иным.
А пока… Пока Hyundai, на котором я ездил, прибыл в Харьков по расписанию. И на том спасибо.
Для наших граждан «Интерсити» – слишком дорогой поезд, они предпочли альтернативные экспрессы и поезда повышенного комфорта.
Экс-вице-премьер Сергей ТИГИПКО
* * *
Украина закупила 10 составов Hyundai за 307 млн. долл. через кредит под госгарантии. В мае 2012 года «Укрзалізниця» подписала с корейской Hyundai Rotem контракт на сервисное обслуживание 10 электропоездов Hyundai. Согласно контракту, корейская компания берет на обслуживание электропоезда и в течение 5 лет будет выполнять все гарантийные обязательства по обеспечению качества ремонта и эксплуатации. Кроме того, компания подготовит украинских специалистов, которые смогут самостоятельно обслуживать и ремонтировать скоростные поезда Hyundai в Украине.
* * *
Продажа билетов на поезда Hyundai началась 19 мая 2012 года. Дороже всего скоростной поезд обходится жителям Донецка, так как цена на поезд № 165 Киев-Донецк равна 564 грн. Дешевле всего обходится направление Киев-Харьков (поезд «Интерсити+») — 422 грн.
Общее количество мест в поезде — 579, из них первого класса — 168, второго класса — 411 и два места для инвалидов. В поезд включен вагон с буфетом и местами второго класса.
* * *
Крюковский вагоностроительный завод создал поезд не лучше и не хуже Hyundai, который курсирует сейчас на нашей железной дороге. Мы Hyundai больше покупать не будем. Будем покупать поезда Крюковского завода.
Премьер‑министр Николай АЗАРОВ
* * *
20 декабря компания Hyundai принесла извинения за причиненные украинским пассажирам неудобства при пользовании скоростными электропоездами собственного производства и сообщила о начале работ по ликвидации неисправностей, которые в первую очередь связаны со сложными зимними погодными условиями.
Также представители предложили приставить к каждому электропоезду команду по устранению аварий.
* * *
В процессе подготовки к Евро-2012 был допущен и серьезный промах. Я имею в виду скандальный Hyundai. Если в летний период он справлялся со своими задачами, то украинская зима показала его полную неготовность. Те, кто отвечал за этот транспортный проект, должны сделать конкретные выводы.
Президент Украины Виктор ЯНУКОВИЧ
* * *
В корейской компании Hyundai Rotem признали свои просчеты и предоставили гарантии устранения неисправностей с электропоездами за свой счет, а также обеспечили сопровождение каждого рейса аварийными бригадами для устранения неполадок в кратчайшие сроки.
Об этом 4 января 2013 года в ходе рабочего совещания руководства Министерства инфраструктуры Украины и «Укрзалізниці» с представителями корейской компании Hyundai сообщил вице-премьер‑министр Украины Александр Вилкул. «Необходимо общими усилиями корейской и украинской сторон найти технологические пути выхода из ситуации и устранить все технические неисправности в кратчайшие сроки».
Представитель Hyundai Rotem в Украине, руководитель проекта Ли Донгун заявил, что до 20 января будут решена проблема замерзания влаги в тормозных магистралях и проведена соответствующая модернизация на всех электропоездах Hyundai.
Почему, имея собственный прототип высокоскоростного поезда, средства направлены не на налаживание своего серийного производства, а на приобретение импортной продукции? Что, нам не было понятно, эта техника не приспособлена к нашим условиям эксплуатации? Не говоря уже об интересах нашего товаропроизводства?
Президент Украины Виктор ЯНУКОВИЧ
К 26 декабря из 17 рейсов, которые должен был совершить поезд «Интерсити+», 8 из них происходили с заменой двигательного состава (их тянули до станции назначения украинские тепловозы). Поезда Hyundai становились несколько раз причинами коллапса на железной дороге, блокируя поезда и задерживаясь.