Инвалидность и учеба: как немецкие вузы убирают преграды
Надин Шперлинг – инвалид по зрению, она видит только очертания предметов. Рядом с ней присаживается маленькая худенькая женщина. Ей дается это нелегко – Клаудиа Шмидт страдает дистрофией мышц. Обе девушки работают в Центре по поддержке учащихся с ограниченными возможностями при Дортмундском техническом университете (DoBus). Надин заканчивает бакалавриат по специальности “Социальная психология” и помогает слабовидящим студентам. Клаудиа – уже доктор психологических наук, на ее плечах – поддержка учащихся с психическими заболеваниями.
Работа для Надин и Клаудии – смысл жизни. Они консультируют новичков в вузе, помогают им влиться в студенческое сообщество и налаживают диалог с профессорами. “Часто студенты стесняются сказать, что они плохо видят, и не просят распечатать текст крупным шрифтом или продублировать его шрифтом Брайля. Наша задача – помочь им не бояться просить то, что им нужно”, – рассказывает Надин.
Не меньшее значение имеют и льготы для студентов с ограниченным возможностями (Nachteilsausgleich). “Речь не идет о том, что такому студенту позволено пропускать занятия. Речь идет об изменении условий, например, формы обучения или сдачи экзамена”, – поясняет Клаудиа Шмидт. Например, учащийся с агорафобией (боязнь открытого пространства – Ред.) может сдавать экзамен в отдельном помещении без посторонних людей. Также профессор может изменить письменную форму экзамена на устную или дать больше времени на выполнение заданий. При этом сложность заданий останется той же, что и для других студентов курса – здесь никаких поблажек.
Клаудии Шмидт не нравится слово “ограничение” или “особенность” по отношению к таким учащимся. Она возмущается, когда ее спрашивают об отдельных спортивных занятиях для студентов с инвалидностью или про службу по обеспечению мобильности. Для нее важно, чтобы их воспринимали так же, как и всех остальных. “У нас нет специальных групп для таких студентов. Они ходят на спорт вместе с другими – просто выполняют те движения, которые они могут выполнить”. Инклюзия – принцип, которого сегодня придерживаются в немецкой образовательной системе. Ему следует и в вузах.
Клаудиа уже давно заметила, что только в этом случае ребята с ограниченными возможностями становятся более уравновешенными, самостоятельными, лучше учатся и реализуют себя в своей профессии. “Нас не надо игнорировать, от нас не надо обособляться. Инклюзия – это не история про жалость, это история про отношение друг к другу, про умение видеть человека напротив, понимать и принимать его таким, какой он есть”, – подчеркивает психолог-консультант.
Что касается инфраструктуры, то еще не во всех немецких вузах созданы максимальные удобства. Дортмундский университет задает здесь тон. Здесь повсюду установлены пандусы, подъемные платформы, специальные туалеты, тактильные указатели и звуковые информаторы. Все двери при нажатии на кнопку открываются автоматически.
Таблички с наименованием аудиторий оснащены шрифтом Брайля, а в лекционных залах есть специальные места для людей в инвалидных креслах. Тексты для слабовидящих можно распечатать на брайлевском принтере, есть и переводчики языка жестов. “И не надо никакой службы по обеспечению мобильности. Нужна лишь доступная среда – это когда человек с инвалидностью сам может то же, что и все остальные, и ему не надо никого дергать”, – отмечает Клаудия Шмидт.
Подготовила Ольга Тараб