Из Крыма в Украину. 10 кругов ада и 12 часов на границе
Запрет автобусного и железнодорожного сообщения между Украиной и Крымом, который был объявлен в минувшую пятницу по причине неких “соображений безопасности”, привел к тому, что теперь на всех вокзалах полуострова появились перевозчики, которые предлагают перебраться через пункты пропуска на материк. Цены, откровенно говоря, ломят. Тем временем, сами пассажиры от произошедшего не в восторге, ведь многие спешили на праздники к родственникам или просто домой с заработков.
Голубой вагон не бежит и не качается
Железнодорожный вокзал Симферополя девственно пуст. На путях стоит одинокий товарняк. Голос диктора больше не разносится по территории вокзала. Зато в кассах – толпы. Люди сдают билеты на украинские поезда, чтобы получить компенсацию. Но не все так просто.
“Я купил билеты во Львове туда и обратно, – рассказывает Александр. – Оказывается, билеты, купленные в Украине, обмену и возврату здесь не подлежат, только на материке”.
Билеты же, купленные на полуострове, можно сдать практически без проблем, отстояв примерно часовую очередь.

Крымчане, которые пришли на вокзал, чтобы получить компенсацию за билеты. Фото: П.Пуляев, “Вести”
“Уже полчаса стою, – говорит Валентина. – Осталось, наверное, столько же. Ехала к родственникам в Киев на Новый год. Сейчас думаю, искать ли другие методы отсюда выбраться или уж лучше в Крыму отсижусь, пока там, наверху, не успокоятся”.
Уехать с железнодорожного вокзала до границы, в принципе, можно. Симферопольские таксисты быстро изменили график своего движения и в “фаворе” теперь не Ялта или Коктебель, а – Чонгар.
“До пункта пропуска Чонгар – 1000 рублей (около 330 гривен) с человека, – говорит Сергей, таксист. – Но везу только четверых, соответственно с машины четыре тысячи. За пунктом пропуска есть таксисты, которые уже давно перешли на рубли и за 250 рублей (чуть меньше 100 гривен) довезут до Новоалексеевки, опять же с человека. Там на поезд и едьте, куда хотите”.
Последний поезд на небо
На центральном симферопольском автовокзале тоже коллапс. Возле автобуса до Черновцов, собралось несколько десятков человек, которые не успели купить билеты, а он, по словам диспетчера, – последний, едущий в Украину. Водитель тут же почувствовавший себя вершителем судеб “не отходя от кассы” поднял первоначальную цену с 1000 рублей с человека, до 1500 (500 гривен), до конечного пункта. К слову, не до конечного, а вообще до пункта пропуска – цена такая же.
Автобус, который увез крымчан на материк. Фото: П.Пуляев, “Вести”
Автобус уехал от автовокзала забитым просто под завязку, пассажиров не было разве что на коленках у водителя.
Тут тоже стали промышлять “карпалы” (так в Крыму называют таксистов, которые пристают к приезжим с навязчивым “садись, недорого”, – примечание). Правда, они обещают провезти не до пункта пропуска, а до Херсона.
“Там, на пункте пропуска “Армянск” очередь меньше, – говорит “официальный представитель перевозчика”. – В общем, цена проезда до Херсона – 2500 рублей (чуть менее 1000 гривен). Проезд через пункт пропуска гарантируем, но в пробке постоять придется. Только оплата сразу. А то был вчера такой момент, что доехали до Чонгара, а там пробка – люди повысаживались, не заплатили, расселись по фурам и пересекли границу. Человек в пустую только бензин и время потратил”.
От трех до двенадцати часов
“Вести” пообщались с теми, кто пытается уехать из Крыма в Украину. Оказалось, что у каждого тут есть своя история.
“Я работаю в Москве, а родители живут в Аскании-Нова, – говорит Владимир. – Сюда прилетел на самолете, а потом планировал ехать на родину. Думал, будет быстрее. Но, видимо, не будет. Посчитал: только чтобы добраться до Херсона я потрачу в круговую 12 000 рублей (4 000 гривен) и гору времени. Я родителей уже целый год не видел, да и племянникам обещал. Так что придется ехать так или иначе”.
А вот у Виктора сорвалась поездка в Киев. “У меня друг там живет. Нас не разделили ни политические взгляды, ни границы. Я думаю, такое нужно ценить, – говорит парень. – Очень хотелось к нему попасть. Теперь понимаю, что останусь в Крыму. Во-первых, ехать долго, а, во-вторых, очень дорого.
Людям, которые уже добрались в Крым из Украины, поездка запомнится надолго – очереди, пограничники и огромная пробка.
“Только что вернулась из пункта пропуска – сына провожала, – делится Елена Литвина из Севастополя. – Пешком пускают через российскую границу, но только тех, у кого есть билеты. Машин сто двадцать – лично считала, когда назад шла, почти все полные. Люди стоят у КПП, пускают по 10 человек пешком. Холодно, ветер. Людей, которые пешком – примерно 100 человек”.
Многие пересекают КПП с маленькими детьми на руках, а это испытание, как для родителя, так и для малыша.
“Сегодня ночью пересекали границу Украина – Крым через пункт Чонгар, – пишет в соцсети Кристина Никулина из Харькова. – Украинскую границу прошли за полчаса, погранцы сжалились над полуторогодовалым ребенком. Хотя официально пускают без очереди только с детьми до года. На российской графнице не пустили без очереди, в итоге простояли 11 часов. Кто путешествовал с маленькими детьми, меня поймет, это “непередаваемые впечатления”. Малая изошлась за столько часов ожидания. Видела, люди пешком шли через украинскую и через российскую границы. Но это жуть. Расстояние неблизкое между погранпунктами, погода – жуть, люди с чемоданами и детьми. На российской стороне видела, как людей, которые перешли границы, забирали автобусы”.
Действительно, Министерство транспорта Республики Крым организовало бесплатные автобусы для людей, которые оказались в столь затруднительной ситуации. Машины встречают несостоявшихся пассажиров поездов и автобусов за российским пунктом пропуска.
Но народ пытается справляться и самостоятельно. В соцсетях люди кооперируются и ищут совместный транспорт для поездки из крымских городов до границы. На легковушке выходит дороже, поэтому ищут бусы, которые, соответственно, дешевле, а также обмениваются опытом.
“Приехал сегодня утром на 28 поезде в 7 утра в Новоалексеевку. Сразу с поезда берите такси на Чонгар до украинского КП, – советует Сергей Левченко из Киева. – Цена 250 грн за четверых. На КПП пропускают по 10 человек. Детей вне очереди! Просьба не фоткать пробки, предупреждают. Дальше оформление и проход по территории таможни. На выходе можно сесть в бусики предпринимателей и доехать пару километров до российского КПП. Цена 50 гривен с человека, но это выгоднее, чтобы не потерять очередь. Тем более, холодно. Ветер с порывами 20 м/с. Одевайтесь тепло! На российском КПП пропуск по 10-20 человек. На выходе проситесь с попутками доехать до Джанкоя. Нам, к примеру, по трассе четыре машины предложили помощь. В итоге, от момента высадки из поезда до выхода из российского КПП ушло менее 3 часов”.
По данным “Вестей”, через границу в Крым автомобили и автобусы все же пропускают, хоть и очень медленно. В час не более 25-30 машин.
Тем временем, в Киеве переселенцы с полуострова выходят на пикеты против транспортной блокады полуострова. Они требуют возобновить пассажирское сообщение между Крымом и Украиной.
Крымских окон гасимый свет
Со светом в Крыму по-прежнему проблемы. Веерные отключения на полуострове стали реже, но все равно имеют место. Графики отключений, составленные накануне в “Крымэнерго”, не всегда соблюдаются даже в Симферополе.
Чаще и дольше всего свет отключают в сельских районах. “Вчера свет в одиннадцать вечера выключили, а сегодня только в 12 дня дали. А обещали на три-четыре часа в сутки выключать только”, – возмущается жительница села Раздолье Симферопольского района Мария Соколова. Похожая ситуация и в других поселках.
В “Крымэнерго” лишь разводят руками. В компании говорят, что лишь пытаются грамотно распределить отпускаемые Крыму лимиты Украиной, которые чуть ли не ежечасно меняются.
Правда в воскресенье во второй половине дня в «Крымэнерго» заявили, что с поставками электричества из Украины пока проблем нет, но из-за обледенения произошли порывы линий электропередач, поэтому ряд населенных пунктов остался без света и по этой причине.
Вместе с тем, в Минтопэнерго Крыма не гарантируют, что на Новый год Крым будет полностью обеспечен электроэнергией. “Веерные отключения – сейчас наша основная проблема. Люди жалуются на социальную несправедливость, кого-то отключают дольше, кого-то совсем не отключают, – рассказал министр. – Пытаемся объяснять людям, что не отключаем только районы, где есть социально значимые объекты”, – рассказал журналистам глава Минтэка Крыма Сергей Егоров.
Источник: Вести