«Який ти гусь?»: почему не всегда стоит проходить Facebook-тесты
Эти тесты часто завлекающе названы, легко и забавно составлены, играют на самолюбии и часто становятся вирусными. Но они не всегда безобидные. Так как данные о пользователях с помощью таких тестов могут собирать третьи лица, и для чего они эту информацию могут использовать неизвестно.
Один из последних популярных онлайн-тестов в украинском Facebook эксплуатирует любовь пользователей к популярному сетевому персонажу «Гусь» — творению художницы Надежды Кушнир. Гусь — ироничный, симпатичный и нестандартно мыслящий, у него есть своя Facebook-страница, и она нравится уже почти 80 000 пользователей. Неудивительно, что тест «Який ти гусь?» разлетелся по украинскому Facebook молниеносно, а его результаты до сих пор проскакивают в лентах.
Очень часто подобные тесты требуют от пользователя авторизоваться через свой аккаунт, попутно запрашивая доступ к персональным данным. Пользователь, желая побыстрее узнать, к какому великому дому он принадлежит в «Игре престолов», соглашается предоставить доступ, не вникая в детали.
Даже если вчитываться в это уведомление — оно не всегда правдиво по поводу того, какая именно информация требуется приложению. Иногда авторы таких тестов собирают довольно невинные данные — как в случае с «Гусем», конкретно в этом случае тест вполне безобиден, поскольку получает доступ только к аватару пользователя (который затем добавляется в картинку на результате), его имени и почтовому адресу.
В некоторых случаях подобные тесты как инструмент используются мошенниками, рассчитывающими, что вирусный эффект не даст пользователям задуматься, по какому именно линку они переходят и на что соглашаются. Как минимум, человек попадает в спам-рассылку. Также такие тесты могут подпортить общее впечатление от вашего аккаунта. Работодатели или бизнес-партнеры могут проверять профайлы потенциальных сотрудников: если лента забита тестами — получить работу или контракт будет сложнее.
Подготовила Ольга Тараб