Эх, прокачусь!
Итак, «комфортные» поезда будут состоять из новеньких купейных, капитально отремонтированных, или СВ‑вагонов с кондиционерами и биотуалетами, сообщило ПАО «Укрзалізниця». Кроме того, к услугам пассажиров — полноценное питание, новое постельное белье, холодильник и микроволновка. Эти поезда будут ездить со скоростью от 70 км/ч, а их возраст не должен превышать 10 лет.
Требования к составам класса «стандарт» несколько проще. Допустимый возраст вагонов — до 20 лет. Спальные вагоны будут почти такими же, как «комфортные», однако не будет гарантироваться розетка в каждом купе, а возраст постельного белья не будет ограничен шестью месяцами. В плацкартных вагонах «стандарта» не будет ни кондиционера, ни биотуалета. Ездить «стандартные» поезда будут медленнее — до 70 км/ч.
Из всех остальных поездов старше 20 лет сделают «эконом»-класс. Кондиционер и биотуалет будет только в СВ‑вагонах. В плацкартах и купе вагонах «эконом»-класса будут самые низкие условия комфорта.
К слову, средний возраст вагонов «Укрзалізниці» — 31,8 года, а вагонов старше 20 лет в ПАО «Укрзалізниця» 90 %. Скорее всего, большинство поездов станут «эконом»-классом, и в них ничего не поменяется.
Что касается цен на билеты, то сейчас «Укрзалізниця» не может влиять на свои тарифы. Их устанавливает Кабинет Министров. Когда вступят в силу новые классы комфорта, «Укрзалізниця» сама будет определять тарифы для «комфорта» и «стандарта». В «эконом»-классе цены будет устанавливать государство. Стоимость билета на поезд класса «комфорт» будет в два с половиной раза выше, чем на поезд класса «эконом», заявил начальник департамента пассажирских перевозок дальнего следования «Укрзалізниці» Александр Красноштан. По данным Госкомстата Украины, на конец 2017 года в Украине насчитывалось 80 пассажирских вагонов до 8 лет и 340 вагонов от 9 до 15 лет. Всего в парке «Укрзалізниці» более 3000 вагонов. При этом количество тепло- и электровозов в возрасте до 8 лет составило 92 единицы. Именно на данный подвижной состав и будет распространяться классификация «комфорт», отмечает старший экономист Центра экономической стратегии Оксана Затворницкая. Существует большая вероятность, что в поездах комфортней не станет. Учитывая, что вагоны изношены более чем на 90 %, львиная их доля станет «эконом»-классом: так «Укрзалізниця» снимет с себя ответственность за то, что вагоны слишком старые, или за отсутствие кондиционеров — ведь это «эконом»-класс.
Чтобы купить один новый вагон, ПАО «Укрзалізниця» надо 20 млн грн. Капитальный ремонт обойдется немного дешевле — в 8,5 млн грн, говорит Ярослав Пилипчук, эксперт направления «Инфраструктура будущего» Украинского института будущего. За 27 лет «УЗ» купила за свой счет только 500 вагонов. Для проведения реформы нужны 1500. В госкомпании собираются закупить столько вагонов за пять лет. «Я не вижу дорожной карты, где «Укрзалізниця» будет брать деньги. Я думаю, что в вагонах сделают минимальный ремонт и введут классы. И, по факту, незначительные улучшения выдадут за комфортные условия», — отмечает Пилипчук.
По словам Александра Красноштана, проект изменений уже находится в Министерстве инфраструктуры. Как только ведомство его утвердит, классы сразу же введут. Со стороны «Укрзалізниці» уже все готово.
Отметим, что о своих планах изменить классы комфортности поездов, «Укрзалізниця» заявила год назад. Проект изменений теперь должно утвердить Министерство инфраструктуры.