Юбилей человека и проспекта
В газете, как известно, много не скажешь. За подробным рассказом стоит обратиться в Музей-квартиру семьи Гризодубовых, где о «крылатых» героях, прославивших Харьков, директор Виталий Власко знает, пожалуй, все.
— Виталий Евгеньевич, Петр Дзюба, как известно, дончанин. Он, как многие, приехав в Харьков, прижился в нем?
— Да, можно так сказать. Петр Петрович Дзюба родился 12 февраля 1915 года в поселке Константиновка Донецкой области в семье батраков. Семья по современным понятиям была большой: отец Петр Иванович, мать Анна Васильевна и пятеро детей — Николай, Василий, Петр, Иван и Анна. В 1931 году семья переехала в Харьков. Уже работая, юноша параллельно учился в Харьковском аэроклубе.
— Каким знаковым местом были в 30‑е годы советские аэроклубы, скольким героям они дали путевку в жизнь! Помните, Славка Уфимцев из «Добровольцев», Саня Григорьев из «Двух капитанов»?!
— Конечно! И Петр Дзюба начинал так же: в 36‑м он окончил Харьковский аэроклуб и по путевке ОСОАВИАХИМа был направлен в Ульяновскую школу летчиков-инструкторов, а после ее окончания работал инструктором в аэроклубе Николаева. В декабре 38‑го добровольно ушел в армию, был зачислен курсантом Одесской военной летной школы, которую окончил в декабре 39‑го. К этому моменту он уже был младшим лейтенантом.
— Судя по всему, успехи в летном деле у него были отличными.
— Да, потому что в марте 1940 года его назначили флаг-штурманом эскадрильи и уже в сентябре направили на окружные курсы командиров звеньев. После их окончания Петр был командиром звена, а в апреле 41‑го — заместителем командира эскадрильи. В составе этого авиаполка 22 июня 1941 года П. П. Дзюба вступил в схватку с фашистами. И это не громкая фраза. Именно 22 июня в небе западнее Киева Петр Дзюба в составе группы наших истребителей сбил два фашистских бомбардировщика и открыл счет своим воздушным победам; именно 2-й истребительный авиаполк находился в лагерях в нескольких десятках километров от Киева; именно адъютант эскадрильи П. Дзюба дежурил по авиационному гарнизону. По тревоге он поднял в воздух первое звено, поставив истребителям задачу сбивать вражеские бомбардировщики. Вслед за ним на выполнение боевого задания вылетели экипажи еще трех самолетов. Молодые необстрелянные летчики атаковали «юнкерсы», сбив два из них. Поспешно удирая, те сбросили бомбы на поля. Таким помнит младший лейтенант Дзюба первый день войны — первое боевое крещение, первые победы и первые потери — сбитый «ястребок» и погибший друг… Через несколько дней Петр сбил вражеский истребитель «Мессершмитт-109», пилот которого был взят в плен. Это был один из первых захваченных немецких летчиков. Сослуживец Дружинин так описывает этот эпизод в своей книге «Двадцать пять фронтовых тетрадей»: «Молодой летчик-истребитель Петр Дзюба вступил в бой с немецкими истребителями, пулеметной очередью он перебил мотор фашистского «мессера». Вражеский летчик выбросился на парашюте и попал в плен. Победитель и побежденный встретились, но уже не в воздухе, а на земле. Рассматривая немецкого летчика, Петр Дзюба сказал: «Откровенно говоря, я не ждал второй встречи, за что воюете, «коллега»?» — «За победу немецкого оружия», — высокомерно заявил фашист. Через переводчика он задал и встречный вопрос: «Но вы деретесь отчаянно, безрассудно и мне не понятно, во имя чего?» — «Во имя святой земли, на которой нас мать родила». Только при обороне Киева Дзюба совершил более 150 боевых вылетов.
— Наверное, отдельно вспоминал летчик воздушные бои над Харьковом?

— Расскажите, пожалуйста, еще о каком-нибудь памятном, на ваш взгляд, эпизоде из боевой жизни нашего земляка.
— Расскажу о том, что осталось памятным и для самого нашего земляка. 22 июня 1942 года 8 истребителей под командованием П. Дзюбы встретили 8 «Мессершмиттов-109» и завязали с ними бой. На командном пункте полка слышали по радио, как лейтенант руководил своими ведомыми. Дерзкие и вместе с тем расчетливые атаки летчиков принесли им успех. «Мессеры» покинули район боя, потеряв две машины от огня Дзюбы и Гарама. Сам Петр не усматривал в этой схватке чего-то исключительного, особенного — вылет как вылет, бой как бой, таких в то время в полку было немало. Он остался в памяти потому, что дата была необычная: первый день второго года войны. В июле 42‑го Дзюбу наградили вторым орденом Красного Знамени.
— Харьковский ас, конечно, отличился в небе над Сталинградом.
— Совершенно верно. В конце 42‑го во время боев в районе Сталинграда Дзюбе присвоили воинское звание старшего лейтенанта, а 22 декабря он был награжден медалью «За оборону Сталинграда». За это время летчик совершил еще 61 боевой вылет, провел 18 воздушных боев, сбил лично и в группе 9 самолетов противника.
— Историческая и мемуарная литература упоминает не только о малодушном поведении наших врагов на войне, но и о настоящем солдатском поведении. Было ли что-либо подобное в жизни Петра Петровича?
— Пожалуй. К середине войны летчикам не раз приходилось вести бои с истребителями групп Люфтваффе, так называемыми летающими охотниками. Они встречались с ними в небе над Харьковом, Сталинградом, там научились их мастерски сбивать. Над Миусом Дзюба со своим ведомым Мазаном встретился с парой охотников и сразил ведущего. Казалось, напарник врага, как это бывало раньше, выйдет из боя и удерет на свою территорию. Но не успел Дзюба направить Мазана на помощь товарищам, как на него со стороны солнца свалился ведомый «мессер». Искусным маневром советский летчик вышел из-под удара, и сам устремился в атаку. Однако фашист ускользнул из-под ураганного огня ЯКа. Но стоило противнику на секунду замешкаться с началом нового маневра, как Дзюба оказался рядом, резанул снайперской очередью по пиковому тузу, намалеванному на фюзеляже «мессера». Приземлившегося на парашюте немецкого пилота пленили, он оказался действительно опытным истребителем. Позже Петра Дзюбу ждала очередная награда — орден Отечественной войны І степени.
— А что было написано в его самом важном наградном листе?
— Написано так: «…за образцовое выполнение боевых заданий на фронтах Отечественной войны, за лично сбитые 13 и в группе 16 самолетов противника достоин высшей правительственной награды, присвоения звания Героя Советского Союза. Командир 85‑го Гвардейского истребительного авиационного полка гвардии майор Залесский. 27 октября 1943 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 43 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Дзюбе П. П. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
А в апреле 44 года он был награжден орденом Александра Невского. С февраля по май 44‑го уже гвардии майор Дзюба совершил 31 боевой вылет, участвовал в 13 воздушных боях и сбил 2 самолета противника.
— Виталий Евгеньевич, а как был ранен Петр Петрович?
— 7 мая 44 года в воздушном бою над Крымским полуостровом снаряд вражеской зенитки попал в его самолет. Далее могу привести текст из летной книжки Петра Дзюбы: «В результате течи бензина из подсоединения авиамотора и бензопомпы в кабину на высоте 2000 м полился бензин, выполнение боевого задания было невозможно. При заходе на посадку на свой аэродром после четвертого разворота при выпущенных шасси и щитках на высоте 70–80 м самолет загорелся. Из кабины летчик был облит бензином и тоже загорелся. При наличии большого количества бензина в кабине произошел взрыв, после которого летчик, закрыв глаза рукой, произвел посадку интуитивно. В результате невозможности управления самолетом на планировании самолет уклонился на 10 градусов вправо и на высоте выравнивания ударился левым крылом о капонир. Шасси были отбиты, мотор отвалился, фюзеляж сзади кабины переломился, летчик получил сильные ушибы левой ноги, позвоночника и ожоги обеих голеней, руки и лица».
Это была не боевая потеря, не вражеский зенитный снаряд, а, как сказали бы сегодня, конструктивно-производственная недоработка техники, выразившаяся в негерметичности бензосистемы самолета Як-9К. В полку это был уже не первый случай… Больше года пролежал Петр Петрович в московском госпитале, мучительно тянулись дни, он учился ходить на протезе и думал только об одном: сможет ли летать? Мечта о полетах то угасала, то вновь возрождалась. Огромная сила воли, напряженные тренировки и искусство врачей сделали, казалось бы, невозможное — летчик вновь стал в боевой строй. Без левой ноги, на протезе, он упорными тренировками, как и Маресьев, восстановил свое здоровье, доказал медикам, что может и дальше продолжать службу в армии и даже летать, и летом 1945 года вернулся в часть, из которой попал в госпиталь. А в летной книжке появилась новая запись: «Производилась проверка техники пилотирования Героя Советского Союза гвардии майора Дзюбы, прибывшего после длительного лечения с ампутированной левой ногой ниже колена. На основании заключения врачебной комиссии и приказания командира авиадивизии в определении практического выполнения техники пилотирования произведено два полета, один по кругу, один — в зону, общая оценка «отлично». Заключение: отклонения от нормы в движении ног во всем полете не замечено. Инспектор по технике пилотирования 6-й Гвардейской АД гвардии майор Мясков».
Это были последние записи о летной судьбе Петра Петровича Дзюбы. Он прослужил в полку еще несколько месяцев и был уволен в запас по болезни в феврале 46‑го.
Герой Советского Союза гвардии майор Петр Петрович Дзюба за период боевых действий совершил 416 боевых вылетов общим налетом 392 час. 32 мин., провел 95 воздушных боев и сбил 33 вражеских самолета лично и в группе.
— Как сложилась жизнь героя по возвращении в Харьков?
— Тяжело израненный ас жил в Харькове на улице Ломоносова в своем доме с садиком. На вопросы о своем боевом пути обычно отвечал так: «Воевал как мог, по велению сердца и совести». В его послевоенной трудовой книжке немного записей: зам. директора завода строительных машин и начальник спецчасти в ХАИ. Больше Петр Петрович нигде не работал, но это не значит, что он сидел дома, ничего не делая. П. П. Дзюба дважды избирался депутатом Харьковского горсовета, активно участвовал во многих общественных мероприятиях, проводимых как на местах его работы, так и общественными организациями ветеранов в войсковых частях, военно-учебных заведениях, домах культуры, на избирательных участках, в вузах, рабочих клубах.
— А личной жизнью героя уместно поинтересоваться?
— В меру, конечно. Так уж получилось, что до войны не присмотрел себе спутницу жизни. В госпитале за ним ухаживала медсестра, с которой сложились теплые, дружеские отношения, но именно потому, что боялся Петр испортить жизнь другому человеку, став калекой, вне госпиталя перестал поддерживать с ней отношения. Вернувшись в Харьков после демобилизации, создал семью с вдовой старшего брата Николая, взял на воспитание трех его дочерей, а в 47‑м у Петра и Лидии родилась дочь Ирина. В начале 1965 года, 17 января, тяжелая болезнь оборвала жизнь героя-летчика. Петр Петрович Дзюба похоронен на харьковском кладбище № 10, тогда же один из городских проспектов был назван в его честь.