"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Юбилей вечного марша

Военный марш «Прощание славянки» сочинен в 1912 году Василием Ивановичем Агапкиным — штаб-трубачом 7‑го запасного кавалерийского полка, стоявшего в Тамбове. Прошел век, но и сегодня, нисколько не потеряв своей популярности за прошедшие годы, этот марш по сути является национальным маршем, символизирующим проводы на войну, на военную службу или в дальнее путешествие. За рубежом «Прощание славянки» (наряду с музыкой П. И. Чайковского и романсом «Очи черные») — одна из самых узнаваемых музыкальных эмблем Российской империи и ее приемниц Советского Союза.

Автор музыки

Василий Агапкин родился 3 февраля 1884 года в деревне Шанчерево Рязанской губернии в бедной крестьянской семье. Через год семья в поисках лучшей доли переехала в Астрахань, но спустя короткое время погибла мать, а еще через 7 лет скоропостижно скончался отец. В 10-летнем возрасте, благодаря абсолютному музыкальному слуху, Васю Агапкина зачисляют музыкантским учеником в оркестр батальона. С 1899 по 1906 год Василий работает солистом-трубачом в воинских подразделениях, дислоцированных на Кавказе, а в 1906 году призывается в армию. По окончании службы в 1909 году Агапкин вместо Московской консерватории, куда он мечтал поступить, вынужден ввиду незавидного материального положения уехать в Тамбов и поступить на сверхсрочную службу штаб-трубачом в оркестр 7‑го запасного кавалерийского полка. Агапкину безусловно повезло с преподавателями и с музыкальным начальством. И капельмейстер полка Милов, и руководитель класса в музыкальном училище Ю. Кадичев были не только знающими специалистами своего дела, но и благоволили к молодому и талантливому музыканту.
8 октября 1912 года началась первая Балканская война, когда союз православных государств Европы (Болгария, Греция, Сербия и Черногория) восстал против мусульманской Османской империи, вытеснив в итоге Турцию с Балканского полуострова. Сердца россиян в это время бились в унисон с сердцами братьев-славян. Энтузиазм в России был необычаен: сотни и тысячи добровольцев отправлялись на Балканы помочь нашим братьям по вере. Естественно, что подобный энтузиазм не мог не затронуть культурную, в том числе и музыкальную, общественность нашей страны. И Василий Агапкин задумал создать военный марш на тему прощания, проводов воинов на фронт. Через пару недель после задумки Василий показал ноты нового произведения своему непосредственному начальнику – капельмейстеру Милову, а тот, оценив новый марш, но назвав его «очень сырым», посоветовал отвезти ноты в Симферополь, где в то время проживал известный в музыкальных кругах Яков Иосифович Богорад, совмещавший службу капельмейстером в 51‑м Литовском полку, с весьма широкой нотно-издательской деятельностью. Агапкин так и сделал.

Крестный отец марша

Богорад тепло встретил молодого автора и, прослушав марш, который Агапкин исполнил ему на трубе, помог дописать третью часть марша, записал клавир и сам сделал оркестровку марша. Ну и совместно они придумали название марша — «Прощание славянки». За все это, включая выпуск в симферопольской типографии первой сотни экземпляров нот, Яков Богорад не взял с Агапкина ни копейки. Вся эта история с поездкой Агапкина в Симферополь и ролью Богорада в создании марша, который мы знаем и любим, не подтверждается какими-либо документами и стала известна, лишь благодаря устным воспоминаниям самого Агапкина и его дочери, что говорит о щепетильности и порядочности самого Агапкина. Вот теперь самое время поговорить и о Богораде, поучаствовавшем в создании легендарного марша.
Яков Иосифович Богорад – почти сверстник Василия Агапкина. Он родился в 1879 году в семье учителя начальных классов, окончил Варшавскую консерваторию в 1900 году по специальности флейтист и с двумя дипломами (военного капельмейстера и учителя музыки). В 1900‑1903 гг. Богорад проходил службу в 160‑м Абхазском полку в Гомеле, а затем переехал в Симферополь, где стал капельмейстером 51‑го Литовского полка, и почти одновременно владельцем им же и созданного издательства (Бюро военной инструментовки «Богорад и К»), где печатались новые произведения для духовых оркестров. До революции это было одно из самых популярных музыкально-издательских предприятий. Кроме того, к моменту встречи с Агапкиным Яков Богорад был уже и достаточно известным композитором, автором ряда музыкальных произведений, в том числе и Увертюры «Столетие 1812 года».
Итак, Агапкин возвращается в Тамбов, где в конце 1912 или в начале 1913 года на строевом смотре полка и состоится первое исполнение «Прощания славянки». В считанные месяцы марш приобрел невероятную популярность сначала в Тамбове, а затем и по всей стране. Особенно этому поспособствовало начало Первой мировой войны (август 1914 года), когда под музыку этого марша родные и близкие стали провожать уходящие на фронт воинские подразделения. В 1915 году в Киеве вышла первая грампластинка с записью марша. Начинание подхватили фирмы грамзаписи Петербурга и Москвы, а затем и в других крупных российских провинциях. «Прощание славянки» начали исполнять военные оркестры Франции, стран Балканского союза и других стран. Именно в это время история создания марша и последующего его исполнения начала обрастать легендами, что довольно естественно для всякого талантливого музыкального произведения.

Слова народные

Как известно, марш был создан для военного оркестра, без слов. Сама мелодия марша сочетала в себе живительную веру в будущую победу и осознание горечи неминуемых потерь от грядущих сражений. А название марша, придуманное Агапкиным и Богорадом, отражало одно из тяжелейших испытаний, которые возлагают все войны на женщин – провожать своих мужчин на войну и верить в их возвращение. Но такова была сила воздействия музыки марша на слушателей, что начиная с Первой мировой войны и до наших дней к «Прощанию славянки» написаны десятки текстов. До наших дней дошли некоторые варианты песен времен Первой мировой войны, в том числе «Добровольческая песня» («… вспоили вы нас и вскормили…»). После Октябрьской революции, в годы Гражданской войны, песни на мотив «Прощания славянки» распевали как красноармейцы, так и белогвардейцы. Пожалуй, «белые» пели даже чаще. Из тех «белогвардейских» вариантов песен очень популярны были и сохранились до сих пор «Песня студенческого батальона» в Добровольческой армии генерала Деникина и «Сибирский марш» (марш Сибирской народной армии).
Позднее, уже в СССР, стихи к маршу сочиняли многие профессиональные поэты, например, А. Федотов, В. Максимов, В. Лазарев, А. Галич.
Марш «Прощание славянки» стал популярен за рубежами России еще в Первую мировую войну, когда его исполняли духовые оркестры многих стран. Стали появляться песни на мотив марша. Так, в период уже Второй мировой войны гимном (!) польских партизан Армии Крайовой была песня «Расшумелись вы ивы плакучие» (автор стихов — Роман Шлезак), созданная на мотив «Прощания славянки». На этот же мотив известны песни, сочиненные в Японии и Финляндии. В Израиле песня «Меж границ», сочиненная Хаимом Хефером на мотив нашего марша в 30‑х годах прошлого столетия, до сих пор исполняется различными песенными коллективами.

Судьбы авторов

С приходом советской власти в Тамбов Василий Агапкин в июле 1918 года вступил в ряды Красной Армии и навсегда связал с ней свою военно‑музыкантскую судьбу. Капельмейстер Красного гусарского Варшавского полка на Южном и Юго-Западном фронтах, капельмейстер 115-го батальона войск ВЧК, капельмейстер оркестра 117-го особого полка ОГПУ, принимавшего участие в похоронах В. И. Ленина, капельмейстер оркестра Центральной школы ОГПУ, впоследствии НКВД СССР, руководитель оркестра знаменитой Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения. С годами Великой Отечественной войны связаны два знаменательных события в жизни Василия Ивановича Агапкина.
7 ноября 1941 года именно Агапкин дирижировал сводным военным оркестром на том историческом параде на Красной площади, с которого наши бойцы уходили прямо на фронт. А 24 июня 1945 года на Параде Победы в Москве на Красной площади оркестр Агапкина входил в состав сводного военного оркестра. После войны (в 1946 году) Агапкин назначается главным дирижером и художественным руководителем Образцового оркестра МГБ СССР. И на этом посту Василий Иванович оставался до 1956 года, когда в уже достаточно преклонном возрасте выходит в отставку. К этому времени, полковник В. И. Агапкин стал кавалером орденов Ленина и Боевого Красного Знамени, и не только замечательным руководителем оркестра, но и достаточно известным композитором-автором многих военно‑музыкальных произведений. Скончался В. И. Агапкин 29 октября 1964 года в возрасте 80 лет и похоронен на Ваганьковском кладбище.
* * *
Яков Иосифович Богорад в советское время преподавал в Симферопольской консерватории им. П. И. Чайковского, сочинял оригинальные произведения и оркестрировал сотни музыкальных произведений своих товарищей‑музыкантов. Среди его собственных произведений музыковеды отмечают увертюру «Царь голод» и «Песнь Шамиля». Среди его учеников такие выдающиеся музыканты и композиторы, как Михаил Иванович Чулаки — композитор, народный артист СССР, директор Большого театра СССР; А. Я. Стасевич и А. А. Федотов – профессора и др.
В декабре 1942 года Яков Богорад, еврей по национальности, вместе с другими мирными евреями был расстрелян гитлеровцами в противотанковом рву на 11‑м километре Феодосийского шоссе.

Марш на века

После войны марш неоднократно издавался начиная с 1953 года. Таким образом, утверждение многих исследователей, что исполнение «Прощания славянки» в СССР началось с фильма «Летят журавли» — неверно. Другое дело, что вторичное восхождение этого марша на вершину популярности действительно состоялось после просмотра замечательного нашего фильма десятками миллионов зрителей и в СССР, и за рубежом. И с тех пор интерес к этому замечательному музыкальному произведению не ослабевает. Военный марш «Прощание славянки» сочинен для проводов воинов, уходящих на фронт. Но так случилось, что гораздо чаще мы его слушаем либо в фильмах, посвященных военным событиям Первой или Второй мировых войн, либо при отъезде железнодорожных поездов и отплытии теплоходов в дальнее путешествие. Так дай нам Бог подольше слышать эту замечательную музыку в мирное время при отправлении в путешествие.