— Юрий Викторович, наша страна находится в активной фазе реформирования, и практически все реформы связаны с укреплением финансовой дисциплины. Раньше финансовую деятельность предприятий контролировало КРУ, затем — фининспекция, сейчас — госаудитслужба. Что изменилось в работе с появлением нового контролирующего органа?
— Органы государственного финансового контроля всегда стояли на страже финансовой дисциплины, а также постоянно развивались и реформировались согласно требованиям времени. На сегодня, с учетом социально-экономических изменений в стране, ее европейских стремлений, вопросы реформирования органов государственного финансового контроля также стали актуальными. В этой связи и мы должны привести свою деятельность к современным требованиям, которые ставит перед нами руководство государства.
В настоящее время разработаны и утверждены Положения о Государственной аудиторской службе, определена численность сотрудников, созданы межрегиональные территориальные органы, утверждены структура и штатное расписание центрального аппарата и офисов.
Было создано пять региональных офисов, в том числе и наш Северо-Восточный офис Госаудитслужбы, созданный путем реорганизации госфининспекций в Луганской, Полтавской, Харьковской и Сумской областях. В составе офиса созданы структурные подразделения — управления в этих областях, которые осуществляют свои полномочия на территории административной единицы по их местонахождению соответственно. На территории Харьковской области реализацию государственного финансового контроля выполняет аппарат офиса. С 24 октября 2016 года Северо-Восточный офис Госаудитслужбы официально начал свою работу в соответствии со своими функциями и полномочиями.
— Как изменились полномочия органов Госаудитслужбы?
— Органы Госаудитслужбы получили все полномочия, которые имела Госфининспекция в отношении проведения ревизий, инспектирования, расширив их элементами аудита. Основной задачей Госаудитслужбы как раз и является осуществление государственного финансового аудита. В целом наша служба осуществляет государственный контроль за сохранностью, законностью, эффективностью и экономичностью использования государственных ресурсов предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности; законностью, эффективностью и результативностью деятельности органов и субъектов хозяйствования государственного сектора (последующий контроль). Также мы должны содействовать обеспечению законного и эффективного использования государственных ресурсов крупнейшими и стратегически важными субъектами хозяйствования государственного сектора экономики (текущий контроль).
— Каким образом будет осуществляться государственный финансовый контроль на подконтрольных объектах?
— Для того чтобы дать комплексную оценку деятельности предприятия, мы будем осуществлять государственный финансовый аудит. Обязательно будет проверяться процедура закупок, ревизии в плановом или внеплановом порядке по отдельным вопросам финансово‑хозяйственной деятельности при наличии соответствующих оснований (высокие риски финансовых нарушений, поручения Президента, Кабинета Министров Украины или Минфина, отдельные обращения правоохранительных органов). Будем проводить операционный аудит на определенных правительством субъектах хозяйствования и мониторить закупки.
— То есть, акцент новая служба делает именно на предупреждении правонарушений в финансовой сфере?
— Контроль должен быть направлен не только на выявление нарушений, но и на оценку эффективности и результативности использования государственной собственности, предоставление рекомендаций по улучшению деятельности для достижения необходимых для государства результатов с минимальными затратами ресурсов.
Для этого в работе Госаудитслужбы мы смещаем акценты с такого вида контрольного мероприятия, как ревизия, на аудит. Это позволит более полно оценить деятельность подконтрольных учреждений как с точки зрения законности деятельности, так и с позиции эффективности управления. Мы сегодня не отказываемся от ревизий. Но такая форма контроля будет применяться исключительно для исследования фактов значительных нарушений, мошенничества, наиболее рисковых операций.
Конечно, в случае установления существенных нарушений мы и в дальнейшем будем принимать предусмотренные законодательством меры по привлечению нарушителей к ответственности. Но хочу подчеркнуть, что основное внимание Госаудитслужбы будет направлено на профилактику нарушений финансовой дисциплины и дальнейшее развитие именно текущего контроля.
— Процесс формирования кадрового состава Северо-Восточного офиса Госаудитслужбы уже завершен?
— Нет, работа продолжается. При этом значительная часть специалистов Госфининспекций в Харьковской, Луганской, Полтавской и Сумской областях, которым были предложены должности, были переведены в Северо-Восточный офис. В настоящее время проводится работа по организации конкурса на замещение вакантных должностей. Будем привлекать к работе перспективную молодежь. Вместе с тем мы должны сберечь и наиболее профессиональных специалистов, имеющих огромный опыт работы в органах Госфининспекции.
— Специалисты Северо-Восточного офиса Госаудитслужбы работают с обращениями граждан? Есть ли возможность сообщить о фактах коррупции, нарушениях?
— В аппарате Северо-Восточного офиса Госаудитслужбы работает «Телефон доверия»: 700-96-19, по которому всегда можно сообщить о факте нарушения законодательства.
— Государственная аудиторская служба только начала свою работу, но уже заявила о многочисленных выявленных финансовых нарушениях. С какими результатами Ваш офис вошел в новый финансовый год?
— Несмотря на реформирование и реорганизацию, с нас никто не снимал выполнение наших непосредственных функций — проведение государственного контроля. Так, в течение 2016 года аудиторами Харьковской области было охвачено контролем 111 предприятий, учреждений и организаций.
На 99 % проверенных объектов должностные лица нарушили финансово‑хозяйственную дисциплину или бюджетное законодательство. Следствием допущенных нарушений стали потери финансовых и материальных ресурсов в целом на 128,12 млн гривен. Предупреждены расходы на закупку товаров, работ и услуг путем отмены торгов и расторжения заключенных договоров на сумму 328,65 млн гривен.
По результатам операционного аудита, который проводился на четырех субъектах хозяйствования, удалось предотвратить незаконное и неэффективное расходование государственных ресурсов на сумму 1,88 млн гривен.
По результатам государственных финансовых аудитов бюджетных программ, местных бюджетов и деятельности субъектов хозяйствования учтено 140 предложений и рекомендаций, вследствие внедрения которых обеспечено дополнительное поступление средств в сумме 109,2 тыс. грн.
Принятыми мерами по результатам ревизий и проверок в отчетном периоде обеспечено возмещение потерь финансовых и материальных ресурсов (с учетом реализации материалов контрольных мероприятий предыдущих лет) на сумму 39,29 млн грн. Обеспечено наполнение государственного и местных бюджетов по закрепленным за Госаудитслужбой кодам бюджетной классификации на сумму 12,3 млн грн.
К нарушителям бюджетной дисциплины в 64 случаях применены финансовые санкции в виде остановки операций с бюджетными средствами, приостановки бюджетных ассигнований, уменьшения бюджетного финансирования и направления требований о возвращении использованной не по целевому назначению суммы субвенции.
За несоблюдение законодательства к административной ответственности привлечено 469 лиц, к дисциплинарной и материальной — 288 человек, с занимаемых должностей освобождены 14 должностных лиц.
В суд предъявлено девять исков о возмещении виновными лицами ущерба на сумму более 9,69 млн грн и инициировано предъявление девяти гражданских исков перед органами прокуратуры. В правоохранительные органы передано 68 материалов дел контрольных мероприятий. По материалам проведенных контрольных мероприятий начато 74 досудебных расследования, вручены два письменных сообщения о подозрении в совершении уголовного преступления. В Государственную службу финансового мониторинга Украины была направлена 21 информация о предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, на общую сумму 345,47 млн гривен.
— Юрий Викторович, каким Вы видите будущее Госаудитслужбы в нашем независимом государстве?
— Я уверен, что Государственная аудиторская служба — это современный, мобильный и эффективный орган финансового контроля, орган европейского образца, который действует согласно общепризнанным международным стандартам и всегда будет стоять на страже финансовых интересов нашего государства.