Как правильно обустроить рабочее место для первоклассника

21.09.2015 16:39   -
Автор:

Вот уже две недели мы живем в режиме ежевечерних проверок сделанных уроков. А ведь на качество выполнения задач и упражнений влияет даже то, где эти задания выполняются. О том, как оборудовать рабочее место для школьника и каких ошибок нужно избегать, нам рассказали главный реабилитолог Центра Евминова Ирина Собко, детский психолог, кандидат психологических наук Наталья Компанец и архитектор Кристина Бовсуновская. Об этом передает Сегодня.

ВРЕМЯ ТРЕВОЖИТЬСЯ

“Самым сложным периодом для ребенка является время, когда он идет в 1-й класс, — считает Ирина Собко. — С приходом в школу происходит резкое снижение двигательной активности — где-то на 80%”. Причем нынешние детишки почти поголовно к 1сентября уже обзаводятся личными электронными девайсами. И каждую минуту, когда их учителя оставляют в покое, тратят не на ловлю кошек и игру в футбол чьим-то ранцем, а на погружение в глубины интернета или драматургию очередной компьютерной игры.

Опасные периоды — поход в 1-й класс и время, когда ребенок быстро растет.

ПРОБЛЕМЫ

“К тому же, — говорит Ирина Собко, — и в школу их отдают раньше. Если прежде ребенок шел учиться в семь лет, то сейчас, когда мы обследовали детей в школе, половине первоклашек еще и шести нет. Такому маленькому ребенку тем более тяжело перестроиться на новый режим. Все это может сказываться на состоянии позвоночника. Поэтому именно в этот период могут возникать нарушения осанки, с которыми потом родителям приходится бороться очень длительное время”.

Добавьте к этому и то обстоятельство, что в нынешних школах гораздо хуже обстоит дело со школьной мебелью. Советские парты в своей тяжеловесности хоть и не радовали сердце эстета, зато были больше ориентированы на защиту юного организма от всяких неприятностей с позвоночником. И уж тем более в былые времена как-то не забывали, что дети даже в одном классе могут отличаться по росту, не говоря уже об их склонности расти. “Сейчас это сплошь и рядом самые дешевые варианты, обычные столы и стулья, зачастую одинаковой высоты”, — говорит Ирина Собко. Поэтому для родителей школьников стоит задача не просто не навредить ребенку при подготовке домашних заданий, а еще и желательно хоть как-то компенсировать вред, уже нанесенный школой.

РОСТ

“Также непростое время — период активного роста, — рассказывает Ирина Собко, — где-то в 11—14 лет, девочки чуть раньше, мальчики чуть позже. На этом этапе ребенок должен догнать по росту папу (если мальчик) или маму (если девочка). Если чадо начинает расти быстрее, чем 1 см в месяц, нужно следить за состоянием позвоночника: рекомендуется осмотр ортопеда раз в полгода, а в период активного роста — раз в два-три месяца. Именно в это время и возникают сколиозы, особенно больших степеней”. И здесь снова нужно уделять внимание организации рабочего места. Особенно учитывая, что иногда мальчики вырастают за лето до 15 см. И то, что было впору юному богатырю весной, к началу нового учебного года может оказаться уже никуда не годным.

ОБЕСПЕЧИТЬ ПОРЯДОК

“Главное — чтобы рабочее место БЫЛО. Отсутствие постоянного угла влечет за собой низкую концентрацию внимания, — утверждает Наталья Компанец. — Если нет возможности сделать отдельную парту (например, есть место для школьника только на кухне), то кухонный стол должен быть приготовлен для выполнения уроков. Тогда ребенок, вытирая его, переназначает функцию. И на рабочей поверхности, назначенной письменным столом, не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание”.

Рядом с местом, где ребенок сидит и пишет, читает, как минимум нужен шкафчик или полочка для книг, тетрадей, чтобы вещи не загромождали рабочее пространство. Вообще, желательно обеспечить ребенку побольше маленьких полок и ящиков для хранения всех его важных мелочей. Это лучше, чем пара-тройка больших.

СВОЯ ВСЕЛЕННАЯ

“Неправильно, чтобы был общий шкаф для нескольких детей. Каждому нужна хотя бы своя полка, — объясняет Наталья Компанец. — Наличие СВОЕГО рабочего места и СВОЕЙ территории формирует у ребенка соответствующее настроение и ощущение своего “Я”.

Причем для маленького джентльмена понятие “Это — моя комната” даже важнее, чем для юной леди, ведь для него, как мужчины, очень важно наличие своей территории, — говорит Кристина Бовсуновская.

СТИЛЬ

Частенько родители грешат тем, что и детскую, и рабочий уголок ребенка оформляют в соответствии со своими эстетическими вкусами. Иногда даже стремление сделать малышу приятное (но без консультаций с ним) приводят к печальным результатам — комнату или приходится переделывать, или же, что хуже, ребенок соглашается, но ему там не по себе.

“Когда я работаю с ребенком, даже маленьким, всегда спрашиваю: “Какой у тебя любимый мультик?”, “Что тебе нравится?”. Маленькому человеку должно быть комфортно находиться в своей комнате, — говорит Кристина. — И родителям не надо увлекаться. Пусть это будет просто декорирование, элементарные постеры, пару канатов в морском стиле — лишь бы это нравилось ребенку”.

КАК ВЫБРАТЬ МЕБЕЛЬ

Если вы не хотите испортить осанку своему ребенку (а заодно и обеспечить ему целый букет заболеваний), не предлагайте ему делать уроки за “взрослой” мебелью. “Необходимо, чтобы стол и стул соответствовали росту ученика”, — говорит Наталья Компанец. Если для маленького пользователя стул слишком велик и нет подставки под ноги, они будут свисать, что приведет к различным проблемам с позвоночником. “Если очень высокий стол, ребенок это может компенсировать тем, что садится на ногу. Это может вызвать сколиоз в поясничном отделе”, — предупреждает Ирина Собко.

Лучше брать мебель, способную “расти”, и от известного производителя.

УГЛЫ

Также, по словам Ирины Собко, родитель должен следить за тем, чтобы угол сгибания в колене и тазобедренном суставе у ребенка был 90 градусов. Колени не должны быть выше бедра и таза. Другими словами, высота сиденья стула должна быть равной высоте голени. Если колени выше — это значит, что стул для ребенка низок. Если же колени “ушли” куда-то вниз, то стул слишком высок. Впрочем, в этом случае под ноги можно поставить подставочку, высота которой опять-таки определяется по указанному критерию. Глубина сиденья должна составлять две трети длины бедра. “Спинка стула должны быть высокая, чтобы ребенок опирался, а во время отдыха мог откинуться. Если спинка до середины грудного отдела, это нехорошо”, — говорит Ирина Собко. Хорошо, когда у стула есть валик — подставочка под поясницу. В общем, как говорит Кристина Бовсуновская, главное — не жадничать: стул должен быть дорогой и хороший.

ЛОКТИ

“Во время выполнения домашнего задания надо следить за тем, чтобы локти лежали на столе, иначе будет быстро уставать грудной отдел позвоночника, что может спровоцировать появление сутулости и сколиоза”, — говорит Ирина Собко. Стол подходит по размеру, если его крышка на два-три сантиметра выше локтя ребенка, стоящего с опущенными руками. Учитывая склонность детей расти, есть смысл купить мебель с регулируемой высотой. Для ребенка любого роста длина столешницы должна составлять не менее 120 см, а ширина — не менее 60 см. Желательно также, чтобы была возможность регулировать наклон крышки стола. Даже если ребенок работает с компьютером, категорически не годится стол с выдвижной клавиатурой, считает Кристина Бовсуновская, — по той же причине провисающих локтей. “Стол и особенно стул для ребенка нужно брать производства хорошей фабрики, давно специализирующейся на такой мебели, поскольку там учитываются такие нюансы, на которые другие и внимания не обратят”, — говорит Кристина Бовсуновская.

РАБОЧИЙ НАСТРОЙ

“Рабочую атмосферу в первый год налаживает взрослый. Для не умеющего читать первоклассника нужно визуальное расписание — пиктограммы, обозначающие план работы, — рассказывает Наталья Компанец. — Когда ребенок сделал урок — убирает карточку, вычеркивает его или ставит галочку. Именно подтверждение выполнения задания действием наиболее эффективно. Тогда ребенок видит, сколько времени осталось или сколько заданий. Если ребенок чересчур подвижный — обратитесь к нейропсихологу: он поможет подобрать индивидуальный режим работы”, — советует Наталья Компанец.

Желательно также, чтобы рабочее место не ассоциировалось у ребенка с чем-то скучным — ведь у малыша нет возможности волевым усилием надолго сконцентрировать свое внимание на чем-то “сером”. Поэтому что-то яркое и интересное для школьника в его рабочем уголке должно быть. Но — в меру, чтобы не отвлекать от учебы.

ПОТЕХЕ ЧАС

Желательно также, чтобы рабочий уголок был визуально огражден (шкафчиком, мобильной перегородкой и т. д.) от игровой зоны с соблазнительными игрушками. В еще большей степени это касается работающего телевизора, если школьник вынужден учиться в общей комнате.

“Нельзя забывать и строгий закон: каждые полчаса сидения должны прерываться переменой для движения, — напоминает Наталья Компанец. — Поэтому атрибуты спортивного уголка должны быть рядом с рабочим местом”. Хорошо, если в него будут входить какие-то интересные тренажеры. И нужно еще что-то, что могло бы подтолкнуть малыша к разминке — например, программируемый таймер, через нужные промежутки времени призывающий, например: “А давай разомнемся!”

СВЕТ: МЯГКИЙ И РЕГУЛИРУЕМЫЙ

Что касается освещения рабочего места, то специалисты единодушны: чем больше дневного — тем лучше. И в этом отношении самое удачное место для рабочего стола школьника — у окна. “Свет должен идти сверху или слева (если ребенок правша), чтобы не падала тень. Освещение должно быть хорошим — чтобы школьнику не приходилось наклоняться к учебникам и тетрадям и из-за этого сутулиться”, — рассказывает Ирина Собко. При этом одного дневного света и центрального освещения в виде люстры недостаточно: нужна настольная лампа, расположенная на стороне, противоположной рабочей руке ребенка. Обычно наиболее удобной мощностью настольной лампы считается 60 Вт. Можно, впрочем, и 75 Вт, но не более — слишком яркий свет в течение длительного времени сильно утомляет глаза. Для каких-то задач яркий свет может оказаться и кстати, но иногда даже 60 Вт могут быть чрезмерны. Поэтому имеет смысл приобрести для рабочего стола школьника светильник с регулируемой мощностью.

Кроме того, чтобы глаза меньше уставали, позаботьтесь о том, чтобы свет не был слишком резким — смягчить и рассеять его можно с помощью абажура.

Подготовила Елена Друбич