Капиталина Гурова: У нас конкурс, как в театральные вузы Москвы
Продлится она до конца месяца, однако многие наблюдатели уже сейчас отмечают, что и в этом году она будет непростой, напряженной и что отечественная высшая школа, увы, продолжает терять былые достижения и производить на рынок труда тысячи специалистов, в которых нет потребности, которые не находят себе применения даже с несколькими дипломами.
Демографический кризис по-прежнему вынуждает ректоров «понижать планку» в оценивании качества абитуриентов, дабы не оставить аудитории полупустыми. По-прежнему в моде остаются гуманитарные специальности, в то время как базовые естествоведческие факультеты испытывают значительные трудности с комплектацией академических групп. Не лучшим образом проявляют себя на рынке образования и многие новые, недавно сформированные вузы, которые массово выдают своим выпускникам «звонкие» дипломы и совершенно не заботятся об уровне их профессиональной подготовки. Остаются проблемы невостребованности специалистов на рынке труда, проблема трудоустройства, первого рабочего места… Но вот что интересно! Во всей этой огромной и далеко не безупречной образовательной махине нередко появляются отдельные, совершенно уникальные вузы, своеобразные территории стабильного развития и надежности, которым уже не страшны ни ресурсные кризисы, ни системные недочеты. Они находят себя в этом сложном и противоречивом мире, предоставляя студентам интересные образовательные программы и престижные рабочие места выпускникам.
Об успешном становлении одного небольшого, но модерного вуза в крупнейшем вузовском центре страны – в материале нашего харьковского корреспондента.
Харьков все чаще называют студенческой Меккой. В десятках его университетов, академий, институтов ежегодно обучаются около 300 тысяч студентов. Это примерно столько же, сколько жителей в соседнем областном центре Полтава. Разумеется, занять в этой огромной стране образовательных услуг достойное место под солнцем – задача нелегкая, но все же, как оказывается, посильная, если к делу подходить нестандартно, творчески, с поиском именно своего уникального места в глобальной системе распределения труда.
Харьковский торгово-экономический институт Киевского национального торгово-экономического университета (ХТЭИ КНТЭУ) учебное заведение пока что без особой истории. Создан в 2005 году как структурное подразделение именитого столичного вуза. Готовит специалистов для непроизводственной сферы экономики – ресторанного, гостиничного, туристического бизнеса, торговли, финансовой системы, таможенной службы. Казалось бы, обычные профессии, такие сегодня есть во многих учебных заведениях, особенно в вузах новой генерации. Но вот что интересно!
– Недавно состоялся довольно престижный международный конкурс студентов по маркетингу, – говорит ректор ХТЭИ Капиталина Дмитриевна Гурова. – Предмет и специальность, скажу просто, для нашего среднего и даже большего бизнеса пока что что-то из разряда туманности Андромеды. Руководители бизнес-структур пока что не видят место этого специалиста в своих программах, не понимают, как использовать его для повышения эффективности производства, увеличения прибыли, надеясь в большей мере на собственное понимание и мироощущение. Но на самом деле поверхностного уровня знаний в современном мире явно недостаточно, в то время как стоящий маркетолог способен значительно повысить эффективность любого предприятия… Так вот в конкурсе, где принимало участие 105 команд из 5 стран, наша команда сначала попала в заветную группу финалистов, а в итоге заняла третье место. Я очень горжусь этой победой и наших студентов, и наших преподавателей. Ведь мы обыгрывали не провинциальных простачков, а именитые, столичные вузы из многих стран, где высшее образование действительно находится на высоте. Но этот факт говорит еще и о том, что наш педагогический коллектив работает не столько на высокую оценку, сколько на сугубо практическую цель: дать нашим студентам глубокие, системные знания, которые им понадобятся в практической жизни, в повседневной работе. И мне кажется, это очень важно сегодня – выпускать специалистов не для центров занятости, а для конкретной работы. У нас десять специальностей, и все наши выпускники сегодня востребованы.
– Капиталина Дмитриевна, знаю вас давно и убежден, что во многом успех вверенного вам института, его популярность среди молодежи не в последнюю очередь зависят от вашего беспокойного характера, стремящегося всегда к новациям, новым вершинам. Но какие еще секреты, особые инструменты задействуете в организации учебного процесса, что у вас всегда высокий конкурс, несмотря на то, что находитесь во «враждебной среде», в жестком окружении мегавузов с вековыми традициями?
– Спасибо за доброе слово. Наш позитивный результат – это ежедневный напряженный труд всего педагогического и студенческого коллектива. Нам удалось создать уютный вуз практической целесообразности благодаря, прежде всего, хорошим традициям средней и высшей харьковской школы и целеустремленности наших преподавателей.
Только факты. Практические навыки будущей профессиональной деятельности студенты получают на базах практики, к которым относятся государственные и частные предприятия, фирмы, торговые дома, биржи, банки, дома отдыха, кафе и рестораны. Студенты института имеют возможность учиться на военной кафедре Харьковского университета воздушных сил им. И. Кожедуба.
Наш институт был создан семь лет назад как филиал Киевского национального торгово-экономического университета, и, конечно, все лучшее, что есть в арсенале наших коллег, мы берем, так сказать, на вооружение. Но и столичные профессора, читая у нас лекции, отмечают высокую подготовленность наших студентов. И это естественно. Харьков всегда славился своей интеллигентностью, высоким уровнем образования и образованности молодых людей. У нас есть из кого выбирать. А учитывая тот факт, что мы выдаем своим выпускникам не «пластиковые корочки», а надежную путевку в жизнь, которая конвертируется во многих отраслях и бизнес-направлениях в привлекательные должности, в открытие собственного дела и достаточное материальное вознаграждение за качественный и необходимый обществу труд, то к нам стремятся лучшие, и не только из Харьковского региона, но и из многих других областей Украины.
– Чем же привлекают нынешних абитуриентов профессии, специальности, которые еще не так давно были не в особом почете общества. Сфера услуг и обслуживания казалась молодым людям, не престижной, не перспективной, на «чего изволите?» много не заработаешь, да и карьеры не сделаешь. И вдруг за последние несколько лет – такая разительная смена ориентиров.
– Давайте попытаемся расставить точки над «і». Ну какой прок сегодня в профессии инженера, в овладении специальностью в авиационной, космической отрасли, да даже в более приземленном, харьковском машиностроении? Ведь государство по-прежнему не развивает эти и многие другие, вне всякого сомнения, очень важные для экономики и могущества государства отрасли экономики. Получишь хорошее образование, уникальную профессию – а где приложить свои знания, как заработать на жизнь? Не все же готовы хлопнуть дверью в родном доме и искать счастья на чужбине.
Что касается наших специальностей. Они ведь самые обычные. Гостиничный, ресторанный, туристический бизнес, сфера торговли, финансов, экспертные в таможенной службе. Таких факультетов с такими специальностями по стране можно насчитать десятки. Но если во многих вузах на этих направлениях недобор, то у нас заявлений с избытком.
Спросите почему? Знаете, мне кажется, мы сумели найти ту золотую серединку педагогической требовательности и взаимной заинтересованности друг в друге, доверительного, партнерского отношения между студентами и преподавателями, в результате которой производим не массовую продукцию, а штучный товар, изготовленный с усердием, с теплотой рук мастера, а потому и дорогой, пользующийся спросом, уж простите за такое сравнение, но мне кажется, что оно очень точно отражает реальность.
Мы не пичкаем своих ребят просто знаниями, мы готовим наших студентов к самостоятельной жизни. И я очень довольна, что многие из них по окончании вуза открывают собственное дело, больше того – они еще в студенческие годы формируются в определенные группы, где есть все необходимые специалисты для ведения бизнеса – менеджеры, маркетологи, экономисты, финансисты, бухгалтеры. Многие из них уже крепко стали на ноги. И мы за них спокойны. Во-первых, они обучены современным методам роботы. Во-вторых, они не из той советской системы, которая «зарабатывала» на обвешивании или обсчете. Поэтому у них и дело спорится. Мы готовим не обслугу, мы растим предпринимателей.
Конечно, многие ребята устраиваются работать в уже действующие фирмы. Более того, мы пока что не в состоянии удовлетворить все заявки, поступающие к нам. Потому что на самом деле предприниматели понимают, что для успешного ведения бизнеса нужно брать на работу людей с новым мышлением, с хорошими знаниями, со знанием компьютерных технологий и коммуникаций. Наша кафедра высшей математики и информатики учит студентов не кнопки нажимать на клавиатуре, а работать в очень специфических программах: рассчитать риски, определить степень влияния кризисной ситуации, то есть решать практические задачи. В каждой дипломной работе обязательно присутствует такая задача, которую выпускник должен уметь решить с применением программного продукта.
– Вы говорите, что соискатели вашего диплома в основном увлеченные и целеустремленные молодые люди. Но все мы были студентами…
– И весело жили от сессии до сессии! Несомненно, студенческие годы – лучшие годы жизни.
Но, во-первых, сегодня мне как ректору уже нет необходимости прятаться от настойчивых родителей, система отбора абитуриентов позволяет вручать студенческие билеты действительно лучшим из лучших.
Только факты. Значительное внимание в институте уделяется развитию международных отношений, активному сотрудничеству с родственными вузами Российской Федерации, Польши, Словакии, Республики Беларусь. Пятый год при вузе работает филиал Французско-Украинского института управления. Студенты филиала учатся в университете Овернь Клермон, получают дипломы государственного образца Франции.
Во-вторых, уже с первых дней занятий мы пытаемся донести студентам, что студенческая жизнь – это не только романтика, но и серьезный труд, если ты хочешь чего-то добиться в жизни, если у тебя есть определенная цель, то нужно работать и работать.
А в-третьих, почти все наши студенты с 3-го курса начинают работать. Конечно, мы строго требуем, чтобы они ходили на занятия, к этому времени у них появляются уже хорошие базовые знания и навыки, которые позволяют им с первых дней студенческой практики или приработка быстро стать своим в той или иной фирме, зарабатывать хорошие деньги и иметь стабильную работу задолго до окончания учебы. И таких примеров я могу привести немало.
Только факты. Под руководством опытных преподавателей студенты разрабатывают и реализуют региональные проекты, которые могут быть предложены предприятиям и организациям, а также выполняют различные работы по заказу предприятий Украины.
– В чем состоит искусство ректора, сумевшего создать современный, материально крепкий вуз, педагогический коллектив, способен готовить востребованных специалистов?
– Формирование коллектива – задача, конечно, сложная для любого руководителя. Но на сегодняшний день коллектив уже сформирован. Я первой здесь защитила диссертацию. И коллегам сказала: кто хочет дальше работать в этом учебном заведении, тот должен заниматься наукой, и наука стала образом нашей жизни.
Наш институт небольшой по харьковским меркам, ежегодно обучают-ся на дневной и заочной форме обучения немногим более двух тысяч студентов. Вся научная, педагогическая деятельность сосредоточена на кафедрах экономики и предпринимательства, менеджмента и маркетинга, кафедре финансов, учета и аудита, кафедре высшей математики и информатики. Может, кому-то покажется, что это не совсем академически выверенное сочетание научных направлений, но в нашем случае оно оправдано, полезно, а главное – дает практический эффект. Так что никакого особенного искусства – просто хорошая работа на конечный результат.
– Чрезмерно расширенная, раздутая, по оценкам многих экспертов, отечественная система высшего образования сегодня страдает от недобора не только студентов, но уже и абитуриентов…
– Мы не почувствовали демографического кризиса. На отдельные специальности в прошлом году претендовало до 20 человек на одно место. Но в среднем – несколько человек на место. Думаю, что и в этом году никаких проблем с контингентом абитуриентов мы испытывать не будем.
Первые годы о нас мало знали, о нас мало слышали, мы мало выступали, а сейчас мы участвуем во всех олимпиадах, конкурсах, всевозможных соревнованиях, получаем там высокие результаты. А это самая действенная реклама. Охотно принимаем детей, имеющих инвалидность. Экономические специальности им подходят, даем им шанс крепче закрепиться в этой непростой жизни. У нас больше девочек, чем мальчиков. Но если приходят мальчики, то это уже, как правило, целеустремленные люди, которые знают чего хотят в жизни.
Но в Украине сегодня, к большому сожалению, отсутствует программа экономического развития как на ближайшую, так и на более отдаленную перспективу. И высшее образование тоже стало заложником этой ситуации. Вузы ведь готовят специалистов не «сегодня на сегодня», а на годы вперед. А кто ректорам может внятно сказать, какие специалисты понадобятся стране, государству через пять, через десять лет? Никто. Работодатели ищут кадры с опытом работы, а где выпускнику вуза приобрести опыт, кто ему может гарантировать трудоустройство, первое рабочее место? Застыли, развития нет.