Когда счастлив педагог…
Но вот уже турнир позади и назван победитель, сданы все экзамены, и прозвенел последний звонок. Так пусть же написанное послужит маленькой толикой вдобавок к безграничной благодарности учителям именно в эти дни — в дни выпускных вечеров; а мне — позволит воспользоваться служебным положением и назвать своих главных педагогов: Полину Сергеевну Романову, Варвару Федоровну Мирошниченко, Наталью Поликарповну Строну, Надежду Константиновну Губаренко, Нину Николаевну Каленову, Валентину Владимировну Шевцову; а прочитавшим сии строки — вспомнить только вам дорогие имена и продолжить этот величественный бесконечный список…
— Как и когда вы получили приглашение поучаствовать в телетурнире, — спрашиваю у методиста научно‑методического педагогического центра при Департаменте образования Харьковского городского совета, учителя истории ХОШ № 124 Марины Ивановны Реформат.
— Приглашение от программы Шустер Live поучаствовать в телепередаче, которая будет посвящена проблемам Великой Отечественной и Второй мировой войн, пришло в адрес Департамента образования Харьковского городского совета в апреле. Хотела бы обратить внимание на то, что времени для подготовки было приблизительно две недели. Но департамент согласовал все условия и дал разрешение на участие. Начну с того, что в нашем городе очень много одаренных детей, которые неплохо знают историю. Кстати, почти одновременно с этой передачей у нас был еще и Всеукраинский турнир юных историков, на который уехало много харьковчан и где мы тоже заняли призовые места — одержали сразу три победы.
— А «мы» — это?..
— «Мы» — это научно‑методический педагогический центр при Департаменте образования, занимающийся выполнением комплексной программы развития образования города Харькова на 2011–2015 годы, одна из составляющих которой — проект «Одаренная молодежь». У нас есть специально разработанные системы турнирного движения, много конкурсов, олимпиад. И когда мы получили приглашение и стали смотреть, кто из наших ребят сможет поучаствовать в телепрограмме, кандидатур оказалось очень много. Выбрали самых интересных, потому что по формату передачи нужно было не просто знать историю Второй мировой и Великой Отечественной войн, но еще уметь аргументированно высказать свою точку зрения и доказать ее. Мы провели с ребятами игру подобного типа и выбрали пять человек. Это Александр Новак — ученик ХОШ № 20, уникальный ребенок, который в нынешнем году стал абсолютным победителем на финальном этапе Всеукраинской олимпиады по истории и на Всеукраинском конкурсе защиты МАН Украины; Юлия Прудникова — ученица Харьковского университетского лицея, победитель областного этапа олимпиад, причем не только по истории, но и по правоведению, русскому языку, украинскому, литературе; Владислав Косьмин — ученик Харьковской специализированной школы № 62, тоже победитель областного этапа олимпиады по истории и участник городского турнира юных историков; Олеся Берест — ученица Харьковской гимназии № 116, победитель областного этапа олимпиады не по истории, а по географии, но, тем не менее, как вы сами убедились, ее знания и по истории достаточно серьезные; Максим Гончаренко — ученик ХОШ № 53, победитель областного этапа конкурса защиты МАН Украины, председатель харьковской городской организации ученического самоуправления. Хочу заметить, что большинство из этих ребят принимают активное участие в городских ученических турнирах, что тоже стало критерием отбора в состав харьковской команды, поскольку умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения, говорить и быстро принимать решение, тоже немаловажно. Так мы сформировали команду, которой я лично очень довольна, потому что на съемках ребята показали не только знания — они сразу стали командой. Они так друг друга понимали! Капитаном команды был Максим Гончаренко, но принимали участие в обсуждении абсолютно все. Думаю, именно благодаря тому, что они выглядели как настоящая команда с первой до последней минуты в соревновании под названием Кубок украинских школ, посвященный событиям Второй мировой и Великой Отечественной войн, на их стороне оказались симпатии зрителей. Ну и обаяние тоже, видимо, сыграло какую-то роль.
— То есть прежде ребята знакомы не были.
— В том-то и дело! Они не были знакомы, но определенную роль сыграло их участие в турнирах: они понимают нашу систему турнирного движения, понимают и чувствуют, что такое команда и как себя нужно вести. Конечно, большую помощь в этой работе оказали нам: Галина Викторовна Марасина — учитель истории Харьковской гимназии № 116, кандидат исторических наук, Вадим Юрьевич Митягин — учитель истории ХОШ № 20, Сергей Дмитриевич Литовченко — учитель Харьковского университетского лицея, кандидат исторических наук, доцент Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.
— Когда вы отобрали детей, не было ли с их стороны или со стороны родителей попыток отказаться: по причине ли боязни, стеснительности, да просто по причине отсутствия в семье денег на участие чада в олимпиадах?
— Что касается денег, то поездку оплачивала непосредственно киевская телепрограмма, а чего-то похожего на «боюсь» или «стесняюсь» просто не было, потому что все были очень заинтересованы и с огромным желанием приняли участие. Даже, например, Саша Новак в то время, пока мы готовились, уезжал из города и победил на конкурсе МАН, а потом приехал и присоединился к нам, это не помешало его участию в игре команды.
— Да-а, можно сказать, интеллектуальный многостаночник!.. Но, Марина Ивановна, отвлекитесь, пожалуйста, от академической стороны организации турнира и расскажите о том, что интересного вы заметили за кулисами?
— Первое, очень интересная атмосфера здорового соперничества и доброжелательного отношения как со стороны редакторов программы, так и со стороны участников. Перед съемками команды всех городов находились в одном помещении, готовились к участию в передаче и, конечно, общались. Это было интересно, безусловно, и мне, и детям. Второе, тот подъем, конечно, который во время игры испытывала сама, находясь в зале. Переживала!.. Но как же достойно они себя вели и отстаивали свою позицию! Должна сказать, что это, действительно, было непросто, поскольку сам смысл передачи был узнать мнение ребят разных регионов Украины по поводу одного и того же события. Вы понимаете, история — сложная наука, и у самих ученых-историков на этот счет разные мнения. И мне было очень приятно, что наши ребята не просто высказывали свое мнение, — в нем чувствовалось уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны, к значению этого события в истории Харькова. Я была горда, и это не пафосные слова, тем, как они посмели высказать свою позицию о такой сложной и проблематичной истории — истории Второй мировой войны.
— Марина Ивановна, прошу вас о небольшом ликбезе: в последнее время на просторах СНГ все чаще звучит определение Вторая мировая война, а не Великая Отечественная. Почему?
— Вы знаете, это не в последнее время. Есть понятие Вторая мировая война с ее хронологическими рамками, и есть понятие Великая Отечественная война. Другое дело, что у разных историков разные подходы к ее пониманию. Особенно это связано с историей Украины. А ничего принципиально нового в истории нет. Великая Отечественная война имеет конкретное содержание и соответственно Вторая мировая тоже.
— Но большинству фронтовиков не нравится такое определение, вам ли не знать…
— Понимаете, Вторая мировая — это война между блоками государств, в которой участвовали очень многие страны. Великой Отечественной в нашей истории называется непосредственно война, в которой принимали участие Советский Союз и страны антифашистской коалиции, которые воевали против фашизма.
— Или, как в старь выражаясь, освободительная.
— Да! Конечно. Для нас, советских, харьковчан, в частности прежде всего учеников, коль скоро мы о них сейчас в основном говорим, Великая Отечественная война — это святое, святая война, в которой мы одержали победу. Для Западной Украины немножко по-другому стоит вопрос, но это не мешает нам обсуждать и находить какие-то объективные, правильные подходы к истории, вообще, всей войны. Это все очень трудно объяснить, и я как учитель каждый раз по этому поводу сильно переживаю, потому что история, повторюсь, — сложная наука, но у нее есть объективные понятия, на которые каждый учитель, прежде всего, должен опираться, ведя урок.
— Марина Ивановна, все заметили, что Кравчук в конце передачи откровенно подсуживал киевлянам. Причем заметили это не только в Харькове, но и в других городах, — в телеэфире, даже если это запись, ничего ведь не скроешь. Только одна его реплика чего стоит: «Да, ответили они неверно, но ход рассуждений у них правильный, и хоть два балла, но можно им дать!» («Они» — имеются в виду киевляне). Вот такое безапелляционное оценивание. Если бы ребята после игры у вас спросили: «Марина Ивановна, почему он так оценивал?»
— Я бы так вопрос не ставила, потому что в соответствии с форматом передачи Леонид Макарович должен был оценивать полноту аргументаций, то есть не столько правильность ответа, сколько именно аргументации. Поэтому, как он сам владел вопросом, как ему казалось, насколько это правильно, так он и оценивал. А наши ребята, к счастью, такой вопрос мне не задавали.
— О! Это легко исправить. Сейчас спрячусь за спины ребят и наверстаю от имени своих коллег. Первое: лучше ли с академической точки зрения, когда вместо вопросов предлагают готовые ответы на выбор? Второе: что отвечать в ответ на циничное «И зачем мы победили? Жили бы сейчас, как люди»? Третье: за что Киев так не любит Харьков? Четвертое: как вам удалось внушить ребятам, что постоянное между фразами «как бы» и в конце предложения «да?!» выглядят не круто, а плебейски? Пятое: кто так удачно и стильно одел команду?
— Поняла. Отвечаю по порядку заданных вопросов. Первое: да, что касается истории, я не сторонник тестовых вопросов, и в этом смысле не одинока. В то же время считаю, что умение аргументировать и объяснять свою точку зрения, предусмотренные тестированием, более интересно и важно. Второе: уверена, нашей харьковской детворе такое в голову не придет. У меня 30 лет педагогического стажа, и я знаю, что наших детей не нужно убеждать в том, что Великая Отечественная война священна, она, без преувеличения, прошла сквозь каждую семью, оставив о себе память на генетическом уровне. А в ответ задавшему такой вопрос, я бы предложила услышанную где-то цитату: «Плохо учились, поэтому ничего не знаете. Не «жили бы», нет, потому что целью упомянутых «людей» было уничтожение славян, евреев, цыган. Физическое уничтожение». Третье: за то, что Харьков всегда был самостоятельным, самодостаточным и гордым городом, ему есть чем гордиться, и этого у Харькова не отнять. Еще, говорят, за то, что он — очень русский по сравнению с другими украинскими городами, но мое-то личное мнение как раз, что он, скорее, интернациональный. Четвертое: надо же, что вы заметили! Мне очень отрадно это слышать, но, должна сказать честно, моей в этом заслуги, немного, я ведь с этими ребятами занималась мало, так что сия заслуга их непосредственных педагогов-филологов и историков. Пятое: как приятно, что это не осталось незамеченным!.. Мы все, действительно, старались, во всем. Старались научить и в то же время успокоить ребят, привить бойцовские качества, однако, не оказаться агрессивными, уметь выглядеть современно, но скромно и достойно. И за то, что отметили не только академическую подготовку наших ребят, но и их внешний вид, умение себя преподнести — спасибо вам огромное! Как педагогу и женщине мне это очень приятно, я непременно передам ваши слова коллегам. Не скрою, мы все — ребята и учителя очень радовались победе, хотя совершенно не ожидали такого отклика. Но как педагог скажу: он не просто приятен, он окрыляет и вдохновляет, вносит свой, очень весомый воспитательный момент — гордость учителя за своего ученика и, наоборот, проще говоря, момент счастья. Редко когда в жизни такое случается…