Конфискация имущества
Конфискация имущества может назначаться за тяжкие и особо тяжкие корыстные преступления лишь как дополнительное наказание и только в случаях, прямо предусмотренных в санкции статьи, по которой квалифицировано деяние осужденного.
Конфискация имущества всегда сопряжена с реальным отбыванием осужденным таких наказаний, как лишение свободы на определенный срок или пожизненное лишение свободы. Действующее законодательство не предусматривает замену наказания в виде конфискации имущества другим наказанием вследствие невозможности его исполнения.
Исполнение наказания в виде конфискации имущества осуществляется государственной исполнительной службой по местонахождению имущества в соответствии с Законом Украины «Об исполнительном производстве».
Конфискации подлежит имущество, являющееся собственностью осужденного, в том числе его доля в общей собственности, уставном фонде субъектов хозяйственной деятельности, деньги, ценные бумаги и другие ценности, включая находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в финансовых учреждениях, а также имущество, переданное осужденным в пожизненное управление.
Взаимосвязь обеспечения исполнения наказания и исполнительного производства можно констатировать: если основанием первого является потребность обеспечить выполнение будущего приговора в части конфискации имущества, то основанием исполнительного производства является необходимость принудительной реализации вынесенного приговора. Способы обеспечения возможной конфискации имущества исчерпывающе определены в законе и не могут быть расширены, как и определенные законом меры принудительного исполнения. Особенностью процесса обеспечения возможной конфискации является то, что способы обеспечения возможного назначения данного наказания подобны тем, что имеет право применять государственный исполнитель к должнику, обеспечивая выполнение судебных решений. К этим способам относятся наложение ареста на имущество, его опись и передача на хранение. Наиболее существенные различия между способами обеспечения возможной конфискации имущества и принудительными мерами, которые реализуются в процессе исполнительного производства, заключаются в том, что способами обеспечения возможной конфискации имущества создаются гарантии возможного выполнения, а принудительными мерами государственного исполнителя достигается само исполнение.
Согласно ст. 25 Закона Украины «Об исполнительном производстве» при открытии исполнительного производства по исполнительному документу о конфискации имущества срок для добровольного исполнения не устанавливается, то есть законодательством предусмотрено немедленное исполнение исполнительных документов о конфискации имущества. В связи с этим, если решение подлежит немедленному исполнению, то государственный исполнитель открывает исполнительное производство не позднее следующего дня после получения документов в случае, если они отвечают требованиям статьи 18 настоящего Закона. После получения исполнительного листа государственный исполнитель немедленно проверяет наличие имущества, указанного в описи, выявляет другое имущество, подлежащее конфискации, и составляет опись этого имущества. При наличии справки о том, что опись имущества не производилась, государственный исполнитель принимает меры к выявлению имущества осужденного, подлежащего конфискации. Для выявления имущества, подлежащего конфискации, государственный исполнитель незамедлительно направляет запросы в органы государственной налоговой инспекции, банков и других кредитных учреждений, органов Государственной автомобильной инспекции, Бюро технической инвентаризации, нотариата и др. и проверяет имущественное положение должника по последнему месту его прописки, проживания, местонахождению имущества. В случае выявления имущества государственный исполнитель составляет опись этого имущества.
Следует отметить, что в процессе выполнения государственный исполнитель обнаруживает, описывает и налагает арест не только на имущество, которое было включено раньше в акт описи и ареста имущества, составленный органами следствия, но и на другое обнаруженное имущество, подлежащее описи, о чем составляется акт описи и ареста имущества с указанием предварительной оценки имущества. Акт составляется в нескольких экземплярах. Первый остается в исполнительном производстве государственного исполнителя, другие вручаются под расписку (на первом экземпляре) должнику, представителю налоговых органов (если он присутствовал) или направляются им. Не подлежит конфискации и не включается в акт описи и ареста имущество, на которое по закону не может быть обращено взыскание.
Если у государственного исполнителя, кроме исполнительного листа о конфискации имущества, есть другие исполнительные документы об имущественных взысканиях с осужденного, то сначала удовлетворяются в установленной законом очередности предъявленные к осужденному другие требования. Порядок удовлетворения претензий к осужденному за счет его имущества, подлежащего конфискации, установлен в ст. 44 Закона Украины «Об исполнительном производстве». Например, в первую очередь могут довольствоваться требования, обеспеченные залогом, требования о взыскании из стоимости заложенного имущества; во вторую очередь — о взыскании алиментов, возмещении убытков и вреда, причиненных в результате преступления или административного правонарушения, увечья или иного повреждения здоровья, а также в связи с потерей кормильца; в третью очередь — требования работников, связанные с трудовыми правоотношениями; в четвертую очередь удовлетворяются требования взыскателей по общеобязательному государственному социальному страхованию, требования по сбору на обязательное государственное пенсионное страхование и страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование; в пятую очередь удовлетворяются требования по налогам и другим платежам в бюджет, требования органов страхования (кроме требований по сбору на обязательное государственное пенсионное страхование), и в шестую очередь удовлетворяются все остальные требования в порядке поступления исполнительных документов. Иными словами, только после удовлетворения всех требований предшествующих очередей, что предъявлены к осужденному, возникает возможность непосредственно выполнять наказание в виде конфискации имущества.
Для оценки стоимости имущества по регулируемым ценам, оценки недвижимого имущества, транспортных средств, воздушных, морских и речных судов государственный исполнитель привлекает субъекта оценочной деятельности —
субъекта хозяйствования, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине». После изготовления отчета об оценке имущества государственный исполнитель знакомит с ним стороны исполнительного производства. Если стороны согласны с оценкой, имущество передается на реализацию. Для этого орган государственной исполнительной службы заключает с организатором аукциона договор, которым поручает реализацию имущества организатору аукциона за определенное вознаграждение за предоставленные услуги по реализации арестованного имущества, которая устанавливается в процентном отношении к продажной цене лота.
Специализированная организация проводит аукцион по заявке государственного исполнителя, в которой отмечается начальная цена имущества, выставляемого на аукцион. Средства, полученные от реализации имущества, конфискованного по решению суда, и другого имущества, которое переходит в собственность государства, зачисляются в государственный бюджет за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, предоставляемого предприятию, учреждению, организации, которой поручается распоряжаться имуществом согласно заключенному договору.
После исполнения исполнительного документа о конфискации имущества государственный исполнитель делает соответствующие отметки о выполнении в исполнительном документе и возвращает его соответствующему суду. По возвращении исполнительного листа о конфискации имущества в суд государственный исполнитель не осуществляет целенаправленную деятельность по выявлению неконфискованного имущества. Такое имущество может проявляться органами дознания и следствия при расследовании других уголовных дел, государственным исполнителем при осуществлении других исполнительных производств.