Так, в деревнях под Крещение старушки и девушки собирали снег со стогов.
Старушки – для того, чтобы отбеливать холстину, считалось, что только этот снег может сделать ее белоснежной.
А девушки – для того, чтобы отбеливать кожу и становиться красивее. Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной. Кроме того, крещенский снег по поверью мог даже в засушливых колодцах сохранить воду на весь год. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги. На стол ставили чашу с водой, чтобы увидеть Крещение Господне. При этом говорили: «ночью вода сама колыхнется», – это и было знаком. Если в полночь вода в чаше действительно колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса» – о чем открытому небу помолишься, то сбудется.
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.
Крещенский Сочельник – это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне Крещение. Этот праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан.
Крещенский сочельник
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.
Крещенская вода
В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления – богоявленская вода. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
Во дворах храмах тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя собственно святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину – великим Иорданским освящением и называется крещенской. Есть такое греческое слово – «агиасма», переводится оно как святыня. И отношение к ней, к великой святыне, должно быть особое.
Свойства крещенской воды. Лечение крещенской водой
Вкушается она натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословение у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку – каждый час по ложечке, с верой, конечно, а без веры хоть полканистры выпей. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры “дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога”.
При этом читается молитва: “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”. При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.
Разбавление крещенской воды
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.
Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая ее, ссориться ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается.
Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
Накрываем стол в Крещенский сочельник
Отмечать Крещение принято с размахом, поставив на стол множество вкусных праздничных блюд из круп, ягод, меда и мяса. На Крещение важно следовать определенным гастрономическим ритуалам.
Наши предки в этот день запекали целого поросенка, ставили блюдо в центре стола, и хозяин дома собственноручно должен был отламывать от него куски и раздавать домочадцам. А один из самых маленьких членов семьи по традиции в это время забирался под стол и там негромко похрюкивал, как поросенок. Но все это происходило вечером, а утро праздника начиналось с особого угощения – «крестов» – небольших постных печений. Их ели натощак и запивали святой водой. После «крестов» следовали выпеченные на меду блины или оладьи. Считалось, что чем больше их съесть, тем больше денег сулит предстоящий год.
А вот канун Крещения (18 января) называется Сочельником (так же, кстати, называется и канун Рождества Христова). В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды в храмах и водоемах. Считается, что она обладает большой целебной силой и способна оградить человека от болезней, напастей и неудач. Ее принято пить (желательно натощак), умывать ею детей и умываться самим. А чтобы избавить дом от нечистой силы – окропить освященной водой углы жилища и двора. В Сочельник, накануне праздника Крещения, установлен пост. В этот день едят особое блюдо – сочиво, приготовленное из отварных зерен пшеницы, орехов и меда. Также в сочельник пекут постные пироги и варят взвар – горячий компот из сушеных фруктов и ягод.
Рецепт № 1. Сочиво.
Надо: 1 стакан зерен пшеницы, 100 г растительного масла, 100 г ядер грецких орехов, 50 г мака, 50 г изюма без косточек, 2 – 3 ст. ложки меда, сахар.
Готовим:
1. Очищенные пшеничные зерна промываем и варим до готовности.
2. Охлаждаем, добавляем немного сахара и меда.
3. Мак заливаем крутым кипятком и выдерживаем около 10 минут. Затем воду сливаем.
4. Запаренный таким образом мак небольшими порциями кладем в ступку и толчем до мягкости. Размолотый мак добавляем к пшенице.
5. Изюм запариваем кипятком. Даем ему разбухнуть, после чего воду сливаем, а изюм перекладываем к остальным ингредиентам.
6. Очищенные орехи слегка поджариваем на сковороде и также добавляем в сочиво.
7. Сочиво тщательно перемешиваем и подаем к столу.
Рецепт № 2. Печенье «кресты».
Надо: 250 г пшеничной муки, 1 яйцо, 125 г масла, 65 г сахара, 1 рюмка коньяка или рома, соль и ванилин по вкусу.
Готовим:
1. Из указанных продуктов замешиваем пресное тесто. 2. Из теста формируем небольшие колбаски, которые кладем друг на друга, чтобы получились из них небольшие крестики. 3. Выкладываем на смазанный маслом противень и выпекаем в горячей духовке до румяного цвета.
* Непропекшиеся, потрескавшиеся или подгоревшие кресты, по поверью, нельзя подавать к столу. Считается, что это сулит болезни и неудачи. Такие кресты наши предки выносили во двор и скармливали птицам.
Рецепт № 3. Молочный поросенок с начинкой.
Надо: тушка молочного поросенка (1,5 – 2,5 кг), 1 кг рассыпчатой гречневой каши, 300 г свежих шампиньонов, 3 – 4 луковицы, 100 г растительного масла, соль и черный перец по вкусу.
Дополнительно: игла, нитки, пищевая фольга.
Готовим:
1. Подготовленного поросенка снаружи и изнутри натираем солью и черным перцем.
2. Готовим начинку: нашинкованный лук пассеруем в растительном масле, отдельно обжариваем нарезанные шампиньоны. Смешиваем с рассыпчатой гречневой кашей, добавляем соль по вкусу.
3. Тушку поросенка неплотно наполняем начинкой через разрез в брюшке. Зашиваем обычной портновской иглой.
4. Поросенка смазываем растительным маслом и укладываем на противень спинкой вверх, ножки подгибаем вовнутрь. Ушки и пятачок оборачиваем фольгой, чтобы не обгорели.
5. Выпекаем в разогретой духовке до светло-золотистого цвета.
Рецепт № 4. Постные пирожки.
Надо: Для теста: 800 г пшеничной муки, 1 ст. ложка сахара, 1 ч. ложка соли, 20 г сухих дрожжей, 2 ст. воды.
Для начинки: 350 г перловой крупы, 800 г грибов, 2 – 4 луковицы, растительное масло.
Готовим:
1. Перемешиваем муку, сахар, сухие дрожжи, соль и ванилин.
2. В теплую кипяченую воду вливаем коньяк. На этой воде замешиваем тесто.
3. Замешанное тесто оставить в теплом месте на 20 – 30 минут, пока оно не подойдет, затем тесто обминаем и даем ему подойти еще раз.
4. Готовим начинку: перловую крупу варим до готовности, но не перевариваем. Грибы отвариваем. Если грибы соленые, то их нужно предварительно промыть и лишь затем отварить. Подготовленные грибы нарезаем небольшими кусочками и чуть обжариваем на сковороде вместе с нашинкованным луком. Грибы соединяем с перловой крупой.
5. От готового теста отщипываем небольшие кусочки. Из каждого кусочка раскатываем лепешку. В центр каждой лепешки кладем начинку и формируем пирожки.
6. Выпекаем в горячей духовке на смазанном маслом противне.