Помимо пополнения бюджета, крупные предприятия формируют атмосферу инвестиционной привлекательности нашего государства. Показатели деятельности крупных налогоплательщиков в определенной мере являются индикаторами экономической стабильности Украины. Поэтому для крупного налогоплательщика очень важно, чтобы среда его деятельности была как можно более благоприятной. Весомой составляющей такого комфорта является налоговое обслуживание предприятия.
С созданием центрального офиса по работе с крупными плательщиками налогов Украины, расположенного в Киеве, крупные налогоплательщики получат новый и более качественный сервис, который будет осуществляться специалистами единого национального офиса. Наша цель, как заявляют налоговики, — за счет создания благоприятного климата и налаживания партнерских отношений с бизнесом повысить эффективность работы и обеспечить наполнение бюджета.
Прогнозируется, что в 2012 году обслуживаться в СГНИ будут 1382 крупных плательщика. При этом, что немаловажно, для бюджетов местного самоуправления ничего не изменится: отчисление налогов эти предприятия будут производить по месту регистрации.
На адаптационный период большинство крупных налогоплательщиков Украины остаются на обслуживании в 11 региональных офисах — Специализированных ГНИ по работе с крупными плательщиками налогов, в том числе и в г. Харькове. Эти специализированные налоговые подчинены сейчас напрямую ГНС Украины. В дальнейшем их реформируют в 6 территориальных отделений, в которых на местах будут обслуживаться крупные плательщики налогов регионов. Координацию работы СГНИ осуществляет центральный офис.
В рамках работы единого офиса будут применяться такие технологии взаимодействия налоговой службы и крупных плательщиков, как: — электронный аудит, который включает обработку специализированным программным обеспечением с углубленными основами статистики и статистического анализа бухгалтерского учета налогоплательщика;
— «горизонтальный мониторинг», с помощью которого крупному бизнесу предоставляются сведения о налоговых рискованных операциях, подсказываются сомнительные моменты, даются рекомендации с информацией топ‑менеджерам для принятия решений, при этом предприятие предоставляет налоговой службе информацию о финансовой деятельности в электронном виде и получает квалифицированную помощь без затрат;
— использование персонального сайта (Интернет-портала ГНСУ)
налогоплательщика, где будет содержаться максимальный объем налоговой информации для него, так называемый «электронный кабинет налогоплательщика».
Но, главное, что большая открытость, конечно же, даст крупным налогоплательщикам ряд преимуществ.
Как отметила начальник Специализированной ГНИ по работе с КПН в г. Харькове ГНС Галина Феденко, центральный офис — это еще один шаг навстречу крупному бизнесу. «Он будет выступать представителем интересов плательщиков в законодательном процессе, отслеживая тенденции экономики и принимая предложения непосредственно от представителей наибольших бизнес-структур. В результате — большее сближение между интересами крупного бизнеса и государства, и, как следствие, — большее наполнение бюджета и финансирование социальных программ», — заявила Галина Феденко.
Примечательно, что представители крупных компаний-налогоплательщиков с интересом присматриваются к новому формату общения с налоговыми органами. Они рассчитывают, что тот позитивный опыт, который был выработан при функционировании региональных офисов по работе с крупными налогоплательщиками, будет успешно усовершенствован.
Вот так прокомментировали преимущества нового налогового сопровождения руководители крупных харьковских предприятий.
Генеральный директор ОАО «Турбоатом» Виктор Субботин:
— Наша работа и темпы объемов производства стали возможны именно благодаря тесному сотрудничеству с налоговой службой — мы постоянно ощущали и ощущаем поддержку налоговой службы здесь, в Харьковской области, все годы нашей работы. Центральный офис крупных налогоплательщиков — это абсолютно правильное решение. Перевод инспекции по работе с крупными плательщиками налогов непосредственно в киевский аппарат — оправданный и правильный шаг. Сегодня мы уже почувствовали, как сократились сроки согласования документов, общение стало квалифицированным, и это абсолютно оправдано для нас. «Электронный кабинет налогоплательщика» — это то нововведение, которое также очень полезно для работы бухгалтерии и финансовой службы предприятия. Электронное общение позволяет и сегодня устанавливать коммуникации очень быстро и не выходя из кабинета. Следует заметить, что в 2011 году мы получили стопроцентное возмещение НДС и причем в автоматическом режиме. При этом автоматическое возмещение НДС и работает автоматически — уменьшились проверки, увеличилось доверие, наша ответственность перед налоговой и доверие налоговой к нам.
Председатель правления АК «Харьковоблэнерго» Сергей Кирик:
— Мы заинтересованы, чтобы налоговая служба обслуживала предприятие по высшему стандарту. В 2011 году по сравнению с 2010 годом уплачено налогов на 50 млн. грн. больше, прирост платежей составил 34 %. С переходом на обслуживание в Центральный офис минимизируется количество уровней власти, задействованных в предоставлении административных услуг, что ускорит процесс принятия решений. Мы положительно относимся и к инициативе налоговой службы по сокращению количества и времени проверок за счет внедрения электронного кабинета плательщика и предоставления услуг по оценке налоговых рисков с помощью современных автоматизированных форм налогового аудита, так называемого «горизонтального мониторинга».
Генеральный директор ООО «Фармацевтическая компания «Здоровье» Александр Доровский:
— Сегодня мы ощущаем на себе положительные сдвиги, которые происходят в налоговой службе. Согласитесь, чтобы заниматься крупным бизнесом, необходимы высококвалифицированные кадры, и соответственно, чтобы обслуживать крупных налогоплательщиков, которые обеспечивают 70 % доходов бюджета, необходимо особое отношение к ним со стороны государства в лице налоговой службы. Поэтому логическим шагом этого является создание центрального офиса в
г. Киеве. Переход на новый формат отношений между нашим предприятием и налоговой службой будет безболезненным, ведь процесс администрирования налогов будет доведен до автоматизма, сократится время на уплату налогов. Мы поддерживаем инициативы налоговой службы по дистанционному обслуживанию крупного бизнеса, так работает весь цивилизованный мир.
Финансовый директор ПАО «ФИЛИП МОРРИС Украина» Иво Шенфельд:
— Хочу отметить привлекательность инвестиционного климата в Украине, и в частности на Харьковщине. Решение Государственной налоговой службы Украины относительно создания центрального офиса крупных налогоплательщиков способствует повышению качества налогового обслуживания, комплексному и оперативному решению существующих вопросов. Политика нашего предприятия очень простая — мы платим налоги в полном объеме согласно действующему законодательству Украины. Как производитель табачных изделий, хочу высказать пожелание относительно внесения определенных изменений в Налоговый кодекс по срокам подекадной уплаты акцизного налога. Разрешение этой проблемы помогло бы обеспечить равномерную динамику поступлений в бюджет.