"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Лакомство лакомству рознь

Сейчас выбор холодных лакомств достаточно большой: с курагой, сухофруктами, орехами, маком, мармеладом, сгущенным молоком, — всего и не перечислишь и не перепробуешь.
Производители могут выпускать мороженое на молочной основе (в зависимости от процента жира оно бывает сливочным, молочным, пломбиром); мороженое с комбинированным составом (кроме молочных компонентов, в него входят растительные жиры); замороженные фруктовые и ягодные соки.
Казалось бы, есть возможность производить продукцию и честно информировать о ее составе на упаковке. Однако, как оказалось, чтобы выжить в конкурентной борьбе, производители идут на удешевление продукции любой ценой. На первом плане оказался внешний вид упаковки, ее оригинальное оформление, продление срока годности. А продукты с увеличенным сроком хранения, как правило, «нафаршированы» сильнодействующими консервантами, которые являются опасными для здоровья и детей, и взрослых.
А вот собственно качество лакомства стало вопросом второстепенным. Мороженое может называться «пломбир», «сливочное», «молочное» только в том случае, когда оно изготовлено без применения растительных масел, что не всегда так.
Вот специалисты ГП «Харьковстандартметрология» и попробовали выяснить, чем лакомимся мы и наши дети.

50 % мороженого пломбир, протестированного ГП «Харьковстандартметрология» в рамках потребительской экспертизы, не соответствует требованиям нормативных документов.


Для экспертизы продукции было взято 8 образцов мороженого пломбир с разным количеством молочного жира разных производителей, изготовленное в соответствии с требованиями государственного стандарта ДСТУ 4733: 2007, которое реализовывалось в розничной торговой сети Харькова:
1. Мороженое пломбир «Эскимос», 12 % жира, фас. в вафельные стаканчики массой 1 / 80 г ТМ «Рудь» (Производитель ПАО «Житомирский маслозавод». Адрес производителя и адрес мощностей: Украина, 10002, г. Житомир, ул. Ивана Гонты, 4).
2. Мороженое пломбир «Белая Бяроза», 15 % жира, фас. в вафельные стаканчики массой 1 / 70 г ТМ «Белая Бяроза» (Производитель ООО «Ласунка». Адрес производителя и адрес мощностей: Украина, 49127, г. Днепропетровск, ул. Гаванская, 14).
3. Мороженое пломбир «Малюк-ам», 15 % жира, фас. в вафельные стаканчики массой 1 / 70 г ТМ «Ласунка» (Производитель ООО «Ласунка». Адрес производителя и адрес мощностей: Украина, 49127, г. Днепропетровск,ул. Гаванская, 14).
4. Мороженое пломбир «Пломбир 19», 19 % жира, фас. в вафельном стаканчике массой 1 / 70 г ТМ «Хладик» (Производитель ЗАО «Хладопром». Адрес производителя и адрес мощностей: Украина, 61099, г. Харьков, ул. Хабарова, 1)
5. Мороженое пломбир «Золотой Стандарт» с ароматом пломбира, 12 % жира, фас. в вафельные стаканчики массой 1 / 65 г ТМ «Ажур» (Производитель ООО «Элит». Адрес производителя и адрес мощностей: Украина, 207021, Черкасская обл., г. Смела, ул. Розы Люксембург, 21).
6. Мороженое пломбир «Пломбір дитинства» в вафельных стаканчиках массой 1 / 70 г ТМ «Мушкетер» (Производитель ООО фирма «Мушкетер». Адрес производителя: Украина, 49045, г. Днепропетровск, ул. Есенина, 24. Адрес мощностей: 49005, г. Днепропетровск, Лоцманский спуск, 6).
7. Мороженое пломбир с листовыми вафлями массой нетто 1 / 90 г ТМ «Три медведя» (Производитель ООО «Три медведя». Адрес производителя: Украина, 02099, г. Киев, ул. Оросительная, 7. Адрес мощностей: Украина, 13300, Житомирская обл., г. Бердичев, ул. Володарского, 65).
8. Мороженое пломбир «Эскимо», массовая доля молочного жира в смеси мороженого 15 %, массой нетто 1 / 60 г ТМ «Геркулес» (Производитель ЧАО «Геркулес». Адрес производителя и адрес мощностей производства: Украина, 83112, г. Донецк, пр. Ленинский, 69).
Продукция была закуплена в торговой сети:
— ООО «Современный модерн», ТД «Рост»;
— ООО «Экспансия», гипермаркет «Фоззи»;
— ООО «Группа Ритейла Украины», магазин «Караван»;
— магазин ООО «Восторг».
Качество продукции определялось в Государственной испытательной лаборатории ГП «Харьковстандартметрология» по органолептическим, микробиологическим, механическим (масса нетто), физико‑химическим показателям, в том числе по идентификации жира (содержанию растительных жиров), качеству упаковки и маркировки.

В Украине действуют три национальных стандарта на мороженое:
— ДСТУ 4733: 2007 «Мороженое молочное, сливочное, пломбир. Общие технические условия»;
— ДСТУ 4734: 2007 «Мороженое плодово-ягодное, ароматическое; шербет, лед. Общие технические условия»;
— ДСТУ 4735: 2007 «Мороженое с комбинированным составом сырья. Общие технические условия».

Как прокомментировали результаты экспертизы специалисты ГП «Харьковстандартметрология», на сегодня требования к мороженому пломбир регламентируются:
— национальным стандартом ДСТУ 4733: 2007 «Мороженое молочное, сливочное, пломбир. Общие технические условия»;
— Законом Украины «О защите прав потребителей»;
— ст. 38 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов»;
— Техническим регламентом относительно правил маркировки пищевых продуктов, утвержденным приказом Госпотребстандарта Украины от 28.10.2010 г. № 487, с изменениями и дополнениями.
По результатам проведенной экспертизы установлено, что из 8 протестированных образцов мороженого 4, то есть половина, по разным показателям не соответствовали требованиям нормативной документации и информации, заявленной на этикетке.
В мороженом «Пломбір дитинства» ТМ «Мушкетер» выявлено наличие растительного жира, что не допускается нормативным документом и свидетельствует о грубой фальсификации продукта.
Образцы мороженого «Пломбір дитинства» ТМ «Мушкетер» и «Малюк-ам» ТМ «Ласунка» имели несоответствия по микробиологическим показателям. Так, в мороженом пломбир «Малюк-ам» ТМ «Ласунка» обнаружены бактерии группы кишечной палочки, а в мороженом «Пломбір дитинства» ТМ «Мушкетер» — патогенные микроорганизмы «Staphylococcus aureus», что недопустимо. Следует отметить, что употребление такой продукции может привести к расстройствам пищеварения, дисбактериозу и даже кишечному отравлению.
Несоответствия по маркировке имели пломбиры «Малюк-ам» ТМ «Ласунка», «Золотой Стандарт» ТМ «Ажур» и «Эскимо» ТМ «Геркулес».
Так, на упаковке мороженого ТМ «Ласунка» нанесена недостоверная информация, вводящая в заблуждение потребителя, а именно: в составе продукта указано содержание кондитерской глазури 5,7 % и приведен ее состав. Фактически же какая-либо глазурь на поверхности мороженого отсутствует, а в его названии не значится, что оно глазированное. Кроме того, есть замечания относительно отсутствия на упаковке информации о калорийности в кДж.
На этикетке мороженого ТМ «Ажур» в составе продукта не указано содержание (в %) вафельного стаканчика от общей массы продукта, сорт муки пшеничной и класс пищевой добавки «разрыхлитель теста» для ингредиента «натрий двууглекислый».
На мороженое «Эскимо» ТМ «Геркулес» маркировка нанесена очень мелким шрифтом, что не обеспечивает предоставление потребителю необходимой, своевременной и достоверной информации о продукте, в маркировке отсутствуют предельно допустимые отклонения от номинального количества продукта.
Подводя итоги потребительской экспертизы, генеральный директор ГП «Харьковстандартметрология» Владимир Величко констатировал, что ситуация с мороженым на Харьковском рынке далека от идеальной. Все несоответствия, выявленные при экспертизе, свидетельствуют о нарушении санитарных норм на предприятиях при производстве продукции, недостаточном уровне контроля за ее качеством и безопасностью со стороны руководства.
По результатам потребительской экспертизы также установлено, что на предприятиях имеют место нарушения технологической дисциплины при закладке сырья. В частности, молочное сырье заменяется растительными жирами, то есть дорогое сырье — дешевым.
Чтобы приобретенное мороженое не стало причиной интоксикации и не привело к другим проблемам в будущем, В. Величко советует придерживаться следующих рекомендаций:
— не покупать деформированную продукцию, что свидетельствует о том, что мороженое неоднократно замораживали и размораживали;
— выбирать товар, который хранится в морозильной камере;
— обращать внимание на срок годности.
При выборе мороженого следует обращать внимание на качество маркировки. Если на упаковке не указаны сроки и условия хранения, если даты и вся информация нанесены не четко, в недоступной для восприятия форме, отсутствуют сведения о производителе или импортере с адресом и телефоном, составе продукта — не стоит выбирать такой продукт.
Пресс-слубжа ГП «Харьковстандартметрология»