Лучший подарок к юбилею — премьера!

09.01.2013 09:52   -
Автор:

В основном В. Брилев играет героев сильных, внушающих доверие и симпатию. Таков его «хитовый» дядька Тарас в комедии «Мина Мазайло», в котором Валерий подчеркнул непотопляемое чувство юмора — как инструмент сопротивления жизненным обстоятельствам. Таков его Хозяин в «Очень простой истории» М. Ладо — отец и муж, кормилец и громовержец для всех домочадцев! За четверть века на этой сцене немало на счету актера и героев романтических. Как Рудольф в «Эмме» по Г. Флоберу, Граф в спектакле «Любовь в стиле барокко», Гурман в «Украденном счастье» И. Франко. Одной из вершин актера является сегодня судьба Панаса Мусташенко из винниченковской семейной драмы «Закон», проживаемая им с отчетливым оттенком самосожжения.

Режиссеры всегда видели в Валерии актера фактурного, темпераментного («форте» — его сценическая стихия!), по‑мужски обаятельного. Тем более радостно, что как раз в канун юбилея В. Брилева настало время раскрыть его как актера в тональности «пиано» и даже «пианиссимо». Недавняя премьера «Березиля» «Королева красоты» по пьесе нашумевшего драматурга современности М. МакДонаха дала возможность Валерию создать образ, в котором он заиграл на всей оттеночной клавиатуре — от россыпей диалогов и реплик, будто в джазовой импровизации, до мощного крещендо монолога-исповеди! Неудивительно, что такой шанс актеру дал именно режиссер – заслуженный деятель искусств Украины Степан Пасечник, под чьим воздействием Валерий неуклонно развивается в последнее десятилетие. В его спектакле «Курносый Мефистофель» по В. Винниченко Брилев уже десять лет играет технически сложнейшую роль Сосницкого. Их актерско-режиссерским тандемом была осуществлена психологически-философская постановка на экспериментальной сцене театра «Ненастье» по А. Стринбергу. Брилев же стал первым исполнителем роли ревнивца Феликса во французской черной комедии «Санта Клаус — подлец». К сожалению, отложены практически доведенные до конца репетиции поэтичного спектакля «Очень старый сеньор с огромными крыльями» по Г. Гарсиа Маркесу, где Брилеву была поручена главная роль.
Начало «другому» Валерию Брилеву было положено именно в этих образах. Хотя, впрочем, была еще и этапная для Валерия роль тонкого романтика, беззащитного перед миром прагматизма Андрея Прозорова в «Трех сестрах» А. Чехова в постановке И. Бориса.
Но только сыгранная Брилевым в «Королеве красоты» роль Пато Дули — трагикомического «заробитчанина», вынужденного бежать из родной Ирландии в чужой ему ментально Лондон в поисках хоть какой-то работы, в полной мере заставила говорить об актерском универсализме Валерия. Героям МакДонаха претит показной романтизм, они грубоваты, но человечны, ведь все в большей или меньшей мере — бесталанны. Пато — Брилев — «теплый» герой. В нем подкупает все — и органичная сбивчивость волнующего диалога с Морин — объяснения в любви, и застенчиво‑хитроватое выражение смеющихся глаз, и даже его какая-то «детская» вязаная жилетка поверх цветной рубашки.
Спектакль «Королева красоты» с Валерием Брилевым в роли Пато не смотришь, а именно проживаешь, когда в унисон с актерским бьется и зрительское сердце, когда вместе с его героем хочется и смеяться, и плакать, и тихонечко напевать, и любить, и надеяться. А все потому, что в зрелой роли мастера нет «театра», есть только правда жизненного типа.
В отличие от своего Пато, Брилев в своей судьбе определился верно и сразу. Ему повезло с театральным педагогом — народным артистом СССР А. Сердюком, повезло и с прославленным театром. Его жена — актриса театра им. А. Пушкина, бессменная и преданная своему Мастеру Маргарита – Надежда Паницкая. У них уже вполне взрослый сын. Чего может желать актер в расцвете профессиональных сил и опыта? Только максимально разнообразной их реализации. Помимо работы в театре, Валерий — известный в городе ведущий концертов и «Дед Мороз», о чем самое время упомянуть в зимние праздники, а еще — убедительный киноактер. Впрочем, высказывая надежду на то, что новые сценические роли Брилева будут раскрывать нам все новые грани его индивидуальности, попутно пожелаю ему встречи с большим режиссером в кино.