Медреформа: Вопросов больше чем ответов
Повестка дня весьма актуальна на сегодняшний день для городских громад и затрагивает концепцию реформы здравоохранения.
Система здравоохранения находится на низком уровне предоставления услуг из-за недостаточного финансирования и мизерного уровня отраслевых зарплат. Концепция реформы здравоохранения, на которую взят курс Правительством Украины, предусматривает постепенное внедрение в государстве системы медицинского страхования, а также реформирование финансирования первичной и вторичной медицинской помощи. Проведение реформы возложено на парламент совместно с органами местного самоуправления. Фактически ее реализация сводится к работе на местах. Члены ассоциации городов собрались, чтобы в свете реформы выработать общие подходы, предложения и перспективы развития медицинской отрасли.
В феврале — марте 2017 года проводился опрос местных советов — членов Ассоциации относительно Концепции реформы финансирования системы здравоохранения, одобренной Кабинетом Министров Украины 30 ноября 2016 года, а также проектов нормативно-правовых актов, разработанных Министерством здравоохранения Украины на реализацию первого этапа реформы, предусмотренного Концепцией, направленных на реализацию финансирования и организацию предоставления первичной медико-санитарной помощи. По результатам данного опроса в органах местного самоуправления вопросов больше чем ответов.
— Распределение полномочий между государством и местным самоуправлением согласно Концепции не дает ответов на многие вопросы, — заявил на заседании региональной платформы ее председатель — Харьковский городской голова Геннадий Кернес, — в частности: «кто отвечает за оснащение объектов здравоохранения медицинским оборудованием?», «что будет с больницами, которые не будут соответствовать требованиям Минздрава?»
— Кроме того, — продолжает Геннадий Кернес, — создание сети современных многопрофильных больниц второго уровня требует значительных финансовых вложений, предусмотрены ли целевые программы финансовой поддержки этого процесса?»
Участники ассоциации также отметили неготовность учреждений здравоохранения, в особенности в отдаленных сельских громадах к внедрению единой электронной системы обмена информацией, без чего нельзя реализовать основной принцип реформы «деньги ходят за пациентом» и многое другое.
— На сегодняшний день медицинская субвенция городу Харькову доведена в сумме 840 гривен на одного жителя, официально зарегистрированного в городе по данным облстатуправления, и реально составляет 46 % от минимальной потребности, — заявила на заседании Ассоциации Светлана Горбунова-Рубан — зам. городского головы по вопросам здравоохранения и социальной защиты городского совета.
— При реформе системы финансирования (деньги за пациентом) договор между несозданной Национальной службой здоровья Украины и учреждением здравоохранения будет заключаться с зарегистрированным в городе жителем, — продолжает она, — тогда возникает вопрос: за счет каких средств будут предоставляться медицинские услуги лицам без регистрации, временно перемещенным, временно проживающим на территории города?
Что же касается второго уровня оказания медицинской помощи, то департаментом здравоохранения разрабатывается перспективный план развития больниц города с учетом имеющейся материально-технической базы, необходимого переоснащения в соответствии с требованиями к современным больницам интенсивного лечения. Определяется перепрофилирование больниц под плановое и реабилитационное лечение, а также развитие сети больниц паллиативной помощи.
По реформе третичного уровня, с предоставлением пациенту высокоспециализированной медицинской помощи на сегодняшний день нет ни одного проекта нормативного акта, который бы регламентировал дальнейшее реформирование учреждений специализированной медицинской помощи.
Директор Департамента здравоохранения Юрий Сороколат отметил, что реформа крайне непродуманна и может повлечь много негативных моментов для населения, медицинских работников и лечебных учреждений.
— Мы оптимизируем здания с целью их рационального использования, оснащаем новым современным оборудованием первичный и вторичный уровни медицинской помощи. Одной из задач является приближение медицинских услуг к людям. Для этого мы создаем филиалы поликлиник, учитывая пожелания людей, и они нам за это благодарны. В результате неудачного реформирования все это может нарушиться, а нового не создадут», — подчеркнул директор департамента.
Напомним, что в Харьковской области в результате реформы предполагают создать четыре госпитальных округа, вместо прогнозируемых 10, один из которых — Харьков вместе с другими населенными пунктами.
Все предложения, которые были озвучены на заседании, члены ассоциации оформили в соответствующий документ, который включает следующие позиции:
— усилить со стороны Министерства здравоохранения разъяснительную работу среди местных органов исполнительной власти;
— ускорить формирование нормативно-правовой базы, которая определяет объем и перечень медицинских услуг, которые должны предоставляться врачами первичного и вторичного уровня госпитального округа, механизм финансирования учреждений здравоохранения;
— провести аудит сети учреждений охраны здоровья, расположенных на территории области, с целью выявления их потенциала;
— предоставить всеукраинским ассоциациям органов местного самоуправления для обсуждения проекты законов Украины, представленные на заседании Кабинета Министров Украины 16 марта 2017 года.
Данные предложения Ассоциация направит в Минздрав и Ассоциацию городов Украины для дальнейшего лоббирования интересов региона.