Мининфраструктуры хочет обязать операторов почтовой связи работать по лицензии

29.11.2016 12:11   -
Автор:
Министерство инфраструктуры готовит законопроект «О внесении изменений в Закон «О почтовой связи».
Первое, что побудило министерство взяться за разработку законопроекта, это то, что в действующем законе почтовая связь не отделена от смежных видов услуг. Например, компании, которые доставляют крупную бытовую технику, по международным стандартам почтовыми операторами не являются, но при этом именно так позиционируют себя на рынке. Учитывая это, в новом законопроекте чиновники предлагают считать почтовой услугой только доставку груза весом до 30 кг (посылку). Все, что больше этого веса, – уже грузовые перевозки.
Также законопроект определяет, что оператор почтовой связи – это субъект хозяйствования, который имеет право на осуществление деятельности по предоставлению услуг почтовой связи: это прием, обработка, перевозка и доставка почтовых отправлений, выполнение поручений пользователей по почтовым переводам, банковским операциям и т.д. Он также вводит понятие «курьерская услуга почтовой связи» – прием от отправителя и вручение почтовых отправлений получателю, которые осуществляются не на объектах почтовой связи, с подтверждением вручения в письменной или электронной форме.
Кроме того, законопроектом предусмотрено создание реестра операторов почтовой связи, то есть базы данных с информацией о них. Отметим, что реестр операторов есть и сейчас, но он представляет собой простой перечень почтовых компаний. Чиновники же предлагают включать в реестр только те структуры, которые получат соответствующую лицензию. Если оператор будет работать без нее, то всю прибыль, которую он заработал, государство может забрать себе.
Интересно, что финансировать работу комиссии теперь предлагается за счет самих операторов связи, которые ежеквартально должны будут отчислять в спецфонд госбюджета 0,2% от доходов, полученных за этот период. При этом они смогут самостоятельно устанавливать тарифы и предоставлять скидки на услуги почтовой связи, кроме универсальных услуг — их определяет нацрегулятор.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, задача документа – привести украинское законодательство в соответствие с директивой 97/67ЕС Европейского парламента от 15 декабря 1997 года. В частности, речь идет о предоставлении клиентам «универсального обслуживания». Иными словами, у всех пользователей на всей территории Украины должен быть свободный доступ к сети почтовой связи. И каждый должен иметь возможность пять дней в неделю отправить письмо (минимум одна ежедневная выемка из почтового ящика), для чего нужно «обеспечить достаточное количество объектов почтовой связи и почтовых ящиков».
Несмотря на благие намерения чиновников Мининфраструктуры, частные операторы почтовых услуг заявили, что их такая редакция закона не устраивает. Они опасаются введения лицензирования и увеличения количества надзирательных и регуляторных функций НКРСИ, и не видят оснований для установления контроля над всеми услугами почтовой связи.
«Нужно будет брать фактически разрешение на работу. А решение о том, подходят предоставленные документы или нет, будет принимать регулятор. Он должен вести реестр исключительно для админцелей, а когда выдается документ вроде разрешительного, это уже — регуляция, и существенная», – прокомментировали Hubs законопроект в «Новой почте».
В то же время заместитель генерального директора «Укрпочты» Александр Перцовский уверен, что менять законодательство необходимо из-за директивы ЕС.
Заместитель гендиректора уверяет, что «Укрпочта» выступает за упрощение регулирования рынка. «Пришла новая команда — почти на 100% люди из частного сектора», — говорит он (сам Перцовский ранее был руководителем по развитию бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе компании DHL).
«Укрпочта» имеет монополию на некоторые услуги. Например, она может продавать марки, остальные операторы не могут этого делать. Во время обсуждения законопроекта мы предлагали компании прекратить предоставлять монопольные услуги, но получили отказ», – привела пример директор юридического департамента «Мист Экспресс» Илона Коваль.
В любом случае операторы не теряют надежду достучаться до чиновников. Иначе, мол, пострадают и они, и потребители, поскольку стоимость услуг доставки для последних увеличится, так как содержать комиссию планируется за счет операторов.
Подготовил Александр Легезин