Много Шумана из ничего

16.09.2013 09:12   -
Автор:

Спокойствие, только спокойствие!

Точнее стартовали Недели… не только в Харькове, но и в пяти крупнейших украинских городах, и концерт прошел не в привычном концертном зале, а в органном. Но обо всем по порядку.
Как ни старалось руководство филармонии предупредить своих зрителей и слушателей о том, что все концерты в связи с масштабной реконструкцией здания экстренно переносятся в органный зал, избежать сумятицы так и не удалось. В холле органного зала в субботний вечер было многолюдно и шумно. Народ толпился сразу в две очереди: одни, пытаясь сдерживать эмоции, переоформляли билеты у администратора, другие с жаром и негодованием бросались к кассе, желая получить взамен потраченные гривни. И тех и других всячески старался успокоить, приободрить директор филармонии Юрий Янко, взывая к терпению и пониманию, обещая полный комфорт и эстетическое удовлетворение от будущего нового филармонического комплекса, строительство которого именно сейчас продолжилось форсированными темпами.
Можно только посочувствовать директору и восхититься его самообладанием и выдержкой в такой ситуации: зрителей — бурлящее море, у дверей — немецкий консул и делегация почетных гостей, а еще, как на грех, в соборе… погас свет. К счастью, технические неполадки удалось устранить, зрителей рассадить, но задержать концерт пришлось практически на час.

На мажорной ноте

В субботу цикл программ, посвященных немецкой культуре, открылся концертом под руководством гостя филармонии, известного дирижера Франца Шоттки — главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра. В 2000 году Франц основал всемирно известную Kammerphilharmonie в Мюнхене. Теперь много гастролирует, выступая с оркестрами Польши, России, Болгарии, Чехии, Румынии, Израиля, Германии и других стран.
Симфонический оркестр Харьковской филармонии исполнил под руководством немецкого дирижера монументальное произведение — симфоническую поэму Яна Сибелиуса «Финляндия».
Во втором отделении в Концерте для скрипки с оркестром Ф. Хоффмайстера солировал корейский скрипач, лауреат международных конкурсов Sinkyu Lee. Творчество еще одного немца Р. Шумана было представлено Симфонией № 2 до мажор.
Заметно подуставший от томительного ожидания перед началом концерта и физически, и эмоционально, зритель стоически выдержал испытание довольно непростой классикой. Музыкантов приветствовали стоя, продолжительными аплодисментами, цветами.
По окончании концерта удалось получить эксклюзивные комментарии от немецкого консула и мюнхенского дирижера.
Генеральный консул ФРГ в Донецке Детлеф Вольтер: «Сегодняшний вечер, несмотря на все сложности, был великолепен. Оркестр Харьковской филармонии просто прекрасен. Я был очень впечатлен качеством исполнения и профессионализмом музыкантов. Филармония Харькова — наш очень важный культурный партнер. Надеюсь, в следующем году мы встретимся уже в новом зале».
Для дирижера Франца Шоттки приезд в Харьков стал дебютным визитом в Украину, особенно было интересно узнать, какое впечатление произвели не только музыканты, но и город, страна. «Впечатления самые положительные. Город очень интересный, красивый, весьма оживленный центр. Что самое важное для меня, как дирижера, — оркестр очень профессиональный, сработал отлично. У нас было в целом пять репетиций. Ни разу не возникло никаких сложностей, потому что музыканты очень четко реагировали на каждое движение дирижера. На самом деле произведения Шумана очень сложны для исполнения, есть некоторые очень непростые инструментальные моменты, другие особенности. К примеру, дирижеры того времени делали до 400 изменений в произведении. Сегодня мы играли так, как это есть в оригинале, как задумывал сам Шуман. У нас получилось, и, безусловно, это говорит о высочайшем мастерстве харьковских музыкантов. С ними решительно можно исполнять любые сложные произведения и не бояться никаких проблем. Я во многих странах дирижировал и редко где встречал, чтобы оркестр так сразу реагировал на мои требования. Дело в том, что у Шумана очень много общего с Чайковским, поэтому, мне думается, украинские музыканты более тонко чувствуют, четко понимают музыку, могут уловить нюансы. Вот, к примеру, чешский оркестр это же самое произведение сыграет совсем по-другому, тоже профессионально, но без глубины понимания и той чувственности, которая присуща украинским музыкантам. У меня в оркестре есть несколько музыкантов родом из Украины, поэтому, когда я ехал сюда, то примерно знал, что меня ожидает. Буду очень рад поработать с этим оркестром еще, с огромным удовольствием приеду в Харьков».