На гастроли – в Киев

03.12.2012 09:29   -
Автор:

Как рассказал художественный руководитель театра Александр Аркадин-Школьник, впервые премьера демонстрировалась в Харькове 15 марта в рамках Международной научной конференции «Лесь Курбас в контексте мировой и отечественной культуры». «Было приглашено много гостей из всей Украины, среди которых голова Национального Союза театральных деятелей, автор книги «Марьян Крушельницкий» Лесь Танюк, гендиректор Национального центра им. Леся Курбаса Нелли Корниенко и др. Зрители высоко оценили спектакль, в результате чего шевченковцы получили приглашение выступить на сцене Национального театра им. Ивана Франко. Кстати, мы единственные, кто представит свой спектакль на Всеукраинском праздновании юбилея театрального гения. Сейчас мы готовимся к поездке, что само по себе является достаточно хлопотным и проблемным в финансовом плане мероприятием, но святое имя нашего учителя помогает нам преодолевать все возникающие трудности».

«Ветры «Березоля» — совместная работа заслуженного деятеля искусств Украины Степана Пасечника и руководителя театра им. Шевченко Александра Аркадина-Школьника. «Этот спектакль мы создавали для того, чтобы еще раз прикоснуться к судьбе гения режиссерской школы, который на долгие десятилетия определил пути украинского театра. Постановка не входит в наш репертуар, поскольку мы не хотели переводить ее в коммерческие рамки. Но к показу для харьковчан мы обязательно вернемся в феврале следующего года», — подчеркнул А. Аркадин-Школьник.
По его словам, это поэтический спектакль, построенный на фактах из истории харьковского периода «Березоля». В центре действа — сцены из жизни отдельных березольцев, которые, несмотря на тяжелое положение и сталинские репрессии, остались верными идеям своего учителя и донесли их до наших дней. «Ветры Березоля» — многоуровневое по художественным и смысловым жестам театральное произведение, в котором звучит много игровых метафор и сокровенных мыслей и которое можно назвать своеобразным завещанием Л. Курбаса.
В актерском составе заняты 25 человек. Сама роль Курбаса как таковая отсутствует, и это, как отметил режиссер, принципиальный момент, поскольку гения сыграть нельзя. «Мы попытались воссоздать лирического героя Л. Курбаса, которого исполняют четыре артиста и который абсолютно угадываем зрителем. Это далеко не новаторский прием, к нему обращались многие режиссеры, но, с нашей точки зрения, такой подход очень правильный, нежели поручать одному артисту мысли и духовные движения гениальной личности», — пояснил режиссер.
Работа над постановкой осуществлялась в очень сжатые сроки. Как выразился руководитель театра, «это был настоящий духовный ад». «Однако коллектив проявил большую любовь, чуткость и понимание, за что мне хочется выразить всем огромную благодарность», — сказал он.
ВСТРЕЧАЕМ НОВЫЕ ПРЕМЬЕРЫ
До конца этого года шевченковцы обещают порадовать харьковчан новыми работами, среди которых — спектакль по зарубежной пьесе «С тобой и без тебя», в которой занято старшее поколение артистов, новый проект для детей «Путешествия в сказки». «Также для нас очень важно поддержать внимание и интерес зрителей, — подчеркнул режиссер. — Я думаю, что раз в два года мы будем ставить «драйвовую» комедию. Такая комедия уже есть — по пьесе очень известного английского драматурга Джона Ортона «Что увидел дворецкий». При этом он отметил, что следующим спектаклем на большой сцене должно стать классическое произведение по пьесе Островского.
«Сегодняшняя политика театра направлена на то, чтобы все артисты были заняты. У нас было очень насыщенное открытие сезона, мы отпраздновали юбилей. Мы выпустили премьеру «Лев Гурич Синичка», очень любопытный проект. Совсем недавно у нас на малой сцене состоялась премьера пьесы одного из самых популярных драматургов Мартина МакДонаха — это первая строчка в мировой драматургии — «Королева красоты» в постановке Степана Пасечника», — отметил художественный руководитель.