С инициативой строительства метро в Харькове в 1962 году выступил первый секретарь Харьковского обкома Коммунистической партии Украины Николай Соболь, однако вопрос почти четыре года приходилось пробивать, обсуждать, утрясать, согласовывать по всем инстанциям. Особенно напористым был преемник Соболя на посту харьковского партийного руководителя Григорий Ващенко, который добился принятия решения на высшем уровне. За заслуги в строительстве метро с 2000 по 2016 год в его честь была названа одна из станций харьковского метрополитена.
После завершения долгого и нелегкого процесса проектирования 15 июля 1968 года на Славянской улице, недалеко от Южного вокзала, был торжественно заложен первый ствол. Возле стройки собирались тысячи харьковчан. Первый слой земли традиционно снимали лопатами, а затем уже подключился ковш и грузовики для вывоза грунта. 30 июля 1975 года состоялся первый проезд по тоннелям харьковского метрополитена.
Сегодня харьковское метро включает в себя 3 линии: Холодногорско-Заводскую, Салтовскую и Алексеевскую. Первым участком Холодногорско-Заводской линии были станции от «Холодной горы» (в 70‑е гг. — улица Свердлова) до «Московского проспекта». Постепенно линии расширялись, и в наши дни уже работают 3 линии и 30 станций. Общая протяженность линий харьковского метрополитена — 38,45 км.
Холодная гора (изначально — улица Свердлова)
Станция начала свою работу 23 августа 1975 года. Сейчас это конечная станция на Холодногорско-Заводской линии. Она имеет наибольший пассажиропоток, из-за большого числа жителей этой части Харькова. Внутреннему убранству станции характерны строгость архитектуры и цветовых решений. При начале строительства метрополитена именно эта станция была сдана первой, несмотря на сложную специфику геологии этой местности.
Центральный рынок
Архитектура станции «Центральный рынок» является уникальной, выполненной в традиционном украинском стиле. Односводчатые колонны станции установили после сильнейшего ливня в 1996 году, в результате которого уровень грунтовых вод настолько поднялся, что платформа буквально «всплыла» на 3–4 мм. В итоге пришлось провести реконструкцию и укрепить свод станции колоннами, чтобы уравновесить платформу. Все это время станция функционировала в обычном режиме, только скорость поездов была немного снижена. Говорят, что существует подземный тоннель, ведущий прямо в Управление Метрополитена, находящееся неподалеку от станции.
Площадь Конституции (ранее Советская)
Станция, находящаяся в центре города, пересадочная. Имеет один вестибюль с тремя эскалаторами, переходы на станцию «Исторический музей», один из которых был открыт раньше Салтовской линии. Когда метростроители рыли котлован для станции, они нашли массу древних предметов быта наших предков, могилы людей и животных, и даже останки мамонта, зуб которого хранится в одном из харьковских музев.
Пушкинская
Это самая глубокая станция харьковского метрополитена, ее глубина составляет больше 30 метров. Станция была открыта в 1984 году. В ее архитектуре прослеживаются мотивы творчества поэта Александра Пушкина, улавливается атмосфера дворцов тех времен. Название станции напоминает автограф Пушкина, а на стенах выполнены барельефы с его стихами.
Станция известна тем, что в 90‑е годы в ее тоннелях выращивали грибы. Поскольку подземный микроклимат отличается стабильной температурой, урожаи получали богатые. С этой станцией также связывают загадочный случай, произошедший около 9 лет назад. Тогда в милицию поступил звонок, что какой- то человек прыгнул в тоннель метро. Тут же была остановлена работа поездов, тоннель обследовали, но никого не нашли. А на записях видеонаблюдения вместо человека была зафиксирована дымчатая субстанция. С тех пор и ходят слухи и легенды, что же это все-таки было, призрак или реальный человек.
Исторический музей
«Исторический музей» — конечная станция Салтовской ветки. Она связана переходом со станцией «Площадь Конституции». Станция была построена с применением лазера, который играл роль оси, служившей ориентиром в окружающей среде. Во время строительства станции были найдены останки ископаемой рыбы возрастом 33 миллиона лет, которые была переданы археологам.
Индустриальная (бывшая Пролетарская)
13-я конечная станция, одна из крупнейших транспортных развязок города. Об этой станции ходят слухи, что в подземных тоннелях построено бомбоубежище на случай ядерной войны, химической или бактериологической атаки. Достоверно известно лишь об 100‑метровом резервуаре, наполненном водой.
Спортивная
Расположение этой станции возле крупнейшего в Харькове стадиона «Металлист» повлияло на ее внешний вид. Станция напоминает огромный спортзал. Потолок имеет вид свода из бетонных элементов. В связи с матчами чемпионата по футболу Евро-2012, проходившими и в Харькове, потолок частично был выкрашен в цвета национальной сборной и футбольного клуба «Металлист», а стены в переходе украсили изображения футболистов. В 1995 году на станции построили еще два перехода и появилась возможность пересадки на Алексеевскую линию.
Ботанический сад
Станция «Ботанический сад» находится на Алексеевской линии метро. Эта станция была открыта в 2004 году к 350-летию города. На открытие приехал тогдашний Президент Украины Леонид Кучма. Станция «Ботанический сад» изначально должна была иметь вид наземной станции — моста через Саржин Яр, но, чтобы вложиться в сроки, в итоге был реализован другой проект. Однажды в названии станции при входе в метро отвалилась буква «С», и харьковчане несколько дней отправлялись по своим делам со станции «Ботанический ад».
Станция «им. Академика Барабашова»
Первая станция метро, построенная на Салтовке. Изначально сюда приходился большой пассажирооборот, позже построили еще одну станцию — «Героев труда», и число людей значительно снизилось. Однако после появления в 1995 году в Харькове самого большого вещевого рынка Восточной Европы — рынка «Барабашово», популярность станции взлетела до невиданных раньше высот. В наши дни станция обслуживает огромное количество людей. Со временем рынок настолько разросся, что занял всю территорию около метро. Оформление станции посвящено космосу, который изучал астроном и академик Николай Барабашов. Привлекают внимание изображения космических кораблей, размещенных над эскалаторами.
Станция «Алексеевская»
Строительство этой станции было непростым, оно велось с 1991 года, несколько раз приостанавливалось из-за недостаточного финансирования. Во время строительства случались и чрезвычайные ситуации. Станцию «Алексеевская» ввели в эксплуатацию в 2010 году.
По материалам MyKharkov.info