Непростая судьба Натальи Крачковской

04.03.2016 13:52   -
Автор:

Вчера не стало актрисы Натальи Крачковской. 28 февраля она почувствовала боли в сердце и была госпитализирована в Первую градскую больницу. Врачи оценивали ее состояние как крайне тяжелое. Наталья Леонидовна ушла на 78 году жизни.

Девичья фамилия актрисы — Белогорцева. Наталья Леонидовна – коренная москвичка, родилась 24 ноября 1938 года в актерской семье. Прежде, чем стать актрисой работала лаборанткой в Институте металлургии им. Байкова и на геологическом факультете МГУ, подавала документы в Историко-архивный институт, ГИТИС и во ВГИК. В ГИТИС ее не взяли.

В кино начала сниматься в 1958 году и сыграла больше ста ролей. По природе своей была яркой комедийной и эксцентрической актрисой. Сама ее богатая фактура к тому располагала. В кино начала с крохотных ролей. Но встреча с режиссером Леонидом Гайдаем изменила ее судьбу. Он долго не мог найти подходящую актрису на роль мадам Грицацуевой, пока не встретился с Крачковской. И пригласил ее в свой фильм «12 стульев», ставший визитной карточкой актрисы на всю жизнь.

В комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» Наталья Крачковская колоритно сыграла жену управдома. Ей везло на роли всякого рода мещанок. Достаточно вспомнить «Не может быть!», того же «Ивана Васильевича….», «Покровские ворота». Одна из картин с ее участием называется «Шальная баба», и это определение очень подходило многим ее героиням.

Предприимчивых особ эпохи новейшего капитализма Крачковская сыграла в фильмах «Русский бизнес», «Русский счет» и «Русское чудо» Михаила Кокшенова по сценариям Аркадия Инина. Любой ее эпизод становился незабываем. Полюбила ее и Алла Сурикова, у которой она снялась в «Детях понедельника», «Московских каникулах», картине «Суета сует» и «Будьте моим мужем».

МК поговорил о Наталье Крачковской с Аркадием Ининым.

– Страдала ли Наталья Леонидовна от того, что приходилось быть во втором ряду, играть много эпизодических ролей? Или же она была настолько жизнелюбива, что это не становилось для нее проблемой?

– С одной стороны, конечно же, страдала. Любая женщина не любит быть на вторых ролях, а уж актриса тем более. Когда появлялось возможность сыграть какую-нибудь более серьезную и объемную роль, она часто говорила: «Ну, вот опять пробы прошли. Сказали, что все хорошо. А потом режиссер сказал: «Все-таки — нет. Она же – мадам Грицацуева». Это над Наташей висело, как дамоклов меч. С одной стороны, — слава, а с другой, – некий штамп, клеймо.

Это часто бывает, как было с актерами из программы «Кабачок «13 стульев». Безумная слава, вся страна обожает, а в кино не брали. Наташа переживала, но, с другой стороны, обладала абсолютным жизнелюбием, тем, что сейчас называется, позитивом. Раньше такого определения не было. Она была позитивная женщина. При том, что ей хватало печалей не только творческого плана, не только по поводу ролей. Но и в плане здоровья, в житейском плане. Муж рано умер. Она одна воспитывала сына. К тому же Наташа не отличалась хорошим здоровьем. Я помню, как вынуждены были отменять некоторые ее концерты, потому что не было лифта, а подняться она не могла в свои поздние годы.

– Она была боевая или же застенчивая?

– Конечно, боевая. Могла припечатать словом и делом, поставить человека на место, ежели что не так. Но в ней было жизнелюбие и солнечость.

Наташа снималась с Михаилом Кокшеновым, а потом и в его фильмах по моим сценариям «Русский бизнес», «Русское чудо», «Русский счет». Так вот, Мишка назвал ее «туча». Она огромная. Когда появлялась на площадке, он говорил: «Туча плывет». А приплывала совершенно не туча, не что-то черное и мрачное, наоборот, как будто солнышко выплывало на площадку. С улыбкой, обаянием. Наташа успевала всем сказать добрые слова, комплименты. То есть это была своеобразная туча. Но если надо, она могла быть достаточно жесткой. Она снималась и фильмах Леонида Гайдая по моим сценариям «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон Бич опять идут дожди», «Частный детектив, или Операция «Кооперация».

– Какой запомнилась на площадке? Готова была к выполнению любой задачи?

– Я же как режиссер с ней не работал, поэтому не могу сказать, была ли она упряма или покладиста. С Леонидом Гайдаем Наташа много лет работала. Если бы что-то было не так, он бы ее не приглашал.

Гайдай ведь долго не мог найти актрису на роль Грицацуевой…

– Много апокрифов существует на этот счет. То, что Гайдай Наташу много лет снимал, говорит о том, что находил с ней творческий контакт и общий язык по организационной части. Она всегда была четкая, во время приходила на площадку, хорошо знала роль. Хотя текста у нее, как правило, было немного. Но она вносила свои фразочки, которые запоминались. Это всегда важно, когда актер чего-то добавляет.

У Наташи много фраз, которые рождались на площадке. В картине «На Дерибасовской хорошая погода….» она играет с Евгением Весником. Он там — шпион, а она — его жена. Когда герой Дмитрия Харатьяна приносит записку, она должна была сказать: «Не надо убивать. Лучше убейте меня». А Наташа от себя добавила: «Или еще лучше убейте Моню». То есть ее мужа-шпиона. И так это вошло в фильм и пошло в народ.

– В костюмерном цехе «Мосфильма» хранится костюм мадам Грицацуевой. Он маленький. Наталья Крачковская не была такой уж большой, как некоторые думают…

– Она и над весом своим шутила, и над внешностью. Но у Наташи была масса поклонников. Ей постоянно цветы дарили. Мужики на нее велись, потому что от нее исходило обаяние.

– А я вспоминаю нашу совместную поездку в Китай, как она там шубы покупала. Веселая история!

Я на эту тему могу много историй рассказать про актрис. У вас, баб, есть такая привычка – шубы покупать, можете на себя по шесть штук надеть. Все ездили в Китай, чтобы купить дурацкую шубу. Чудеса природы! Смешно теперь и грустно об этом вспоминать…

Мы знали, что Наташа хворает. Но все равно ее уход стал неожиданным. Она не раз оказывалась в больнице. И переломы были, и с сердцем проблемы, но как-то выкарабкивалась. Как Наташа говорит в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»: «И тебя вылечат, и его вылечат, и меня вылечат». Но вот не вылечили. Медицина тут ни при чем. Наташа была в тяжелом состоянии.

Это интервью с Натальей Леонидовной было сделано семь лет назад, к ее 70-летию. Разговаривали по телефону. Что запомнилось больше всего — ее звонкий, артистичный, такой оптимистичный голос. То, что доктор прописал. Она так обволакивала тебя своим позитивом, светлым отношением к жизни, неимоверным задором, что не проникнуться всем этим было просто невозможно. Чего это стоило ей, очень больной и в общем-то одинокой женщине, — другой вопрос. Сегодня мы публикуем отрывки из этого интервью.

О выборе

— Но я же выросла в актерской семье! В юности у меня был выбор: либо в геологи пойти, либо в актрисы. Но потом все-таки гены перебороли. Я, кстати, не только геологией увлекалась, еще и археологией, историей государства Российского. Ходила в кружок при историко-архивном институте. Мы там изучали дипломатию со времен Иоанна Грозного. Я в этот институт хотела поступать, даже сочинение написала… Но еще раньше — на всякий случай — подала документы во ВГИК. Только учиться мне не пришлось: меня сбила машина. После этого резко ухудшилось зрение. Но обошлось…

О славе

— Моя мама говорила: «Наташа, хочешь играть Джульетту? Представь, что ты вышла на балкон, но ни один Ромео не встанет под балкон, если выйдет такая Джульетта». Я-то всегда была девочка в теле, крупного сложения. То есть пухленькая. Так что мама меня отговаривала от кино, но я все-таки киноактрисой стала. А о славе — нет, даже не думала. И никогда не была больна звездной болезнью. И сейчас этого во мне нет. Просто я хотела увидеть себя на экране.

О мечте

— Были моменты, когда мечтала наконец играть что-то другое, а не комедии. Я даже пробовалась, помню, на драматические роли, но художественный совет всегда говорил: «Она — Грицацуева, вот пускай ее и играет. Нечего ей лезть в драмы».

Об известности

— Пользовалась, больше в советское время, что греха таить. Особенно когда продукты надо было доставать. И не так чтобы внаглую, а очень сдержанно. Причем люди сами предлагали, я никогда в жизни никого сама не просила. Мне говорили: «Наталья Леонидовна, придите завтра, мы для вас сделаем заказ».

Брить или не брить?

— В «Иване Васильевиче» у меня парик, конечно. Представьте себе, с моим характером кто бы смог меня побрить?! Я бы тогда всю группу побрила! Гайдай сразу сказал: «Она не даст». Ну действительно, что это за глупость такая — конечно не дам! У меня было в фильме два парика, и все обошлось нормально.

О хулиганстве

— Да я в детстве не шаловливой, а хулиганкой была просто. Дралась часто, меня били, но и обидчики мои уходили с хорошими синяками. Я и сейчас хулиганка, это не меняется.

Смолоду каких только приколов не было! Ночью по окнам лазали, черт те что творили. Как в юности я играла в казаки-разбойники, так до старости и играю. Правда, сейчас уже, извините, возраст, да и ноги побаливают.

О лжи

— Были кто врал про меня в прессе. Я никогда им этого не прощу. Я понимаю, им надо деньги зарабатывать, но нельзя зарабатывать их на крови.

О любви

— За мной до сих пор ухаживают, несмотря на то, что сегодня мне исполнилось 70 лет. Я вообще никогда не была обделена мужским вниманием, ухаживаниями, подношениями. Все в моей жизни было, чему я очень рада, потому что считаю, что женщину нужно любить любую. От этого она молодеет и дольше остается молодой. Конечно, поклонники у меня были разные и по характеру, и внешне. Но я всем находила какие-то слова. Понимала, что нельзя их обижать. Но когда кто-то мне очень надоедал, я с ним расставалась в момент.

О замужестве

— Я вышла замуж в 21 год. У меня был очаровательный муж, звукооператор на «Мосфильме», с которым мы прожили 26 лет. Мы с ним познакомились на съемках, они длились полгода. А когда закончились, я вышла за него замуж. У нас свадьба была в яблоневом саду.

Цветы он мне вообще не дарил. Зато по утрам каждый день приносил свежую сметану, булочки, творог, яички. Он материально за мной ухаживал. Мой муж, Владимир Васильевич, решил, что меня надо кормить хорошей, доброй пищей, чтобы я была такая же вкусная и бело-розовая.

Никогда не жалела, что рано вышла замуж. Жалею только, что он так рано ушел. Мы жили душа в душу, и все, что я знаю в этой жизни, все свое образование получила от своего мужа. Это был очень разносторонний человек, который обладал удивительным даром рассказчика. Он очень много читал и рассказывал мне всякие истории до трех, четырех часов ночи. Мы стали родственными душами еще и потому, что он тоже любил историю, поэтому мне было с ним очень интересно. Он принимал меня такой, какая я есть. Никогда не устраивал мне сцен, даже если я приходила домой очень поздно. Сам никогда не ходил на банкеты, потому что не очень это любил, но всегда отпускал меня туда со спокойной совестью. Только говорил: «Позвони, если задерживаешься». Я лишь однажды ему не позвонила. Прихожу домой, а он спит. Время — пять утра. Я так обиделась: «Как тебе не стыдно, жена пришла в пять часов утра, а ты спишь». Он говорит: «А что я должен был делать?» — «Как что? Волноваться!»

О сыне и внуке

— Сын Василий тоже работает звукорежиссером на «Мосфильме». Он очень любит свою профессию, гордится ею. А когда мужчина идет на работу с радостью, он не зря проживает свою жизнь. А еще у меня внук Володя. В следующем году он школу заканчивает. Мы с ним хорошие друзья, но он в том возрасте, когда все знает лучше других, а все остальные ни черта не понимают. Так что лучше с ним не объясняться. Я ему говорю: «Володя, мы с тобой поговорим, когда ты вырастешь». А он: «А что, ты считаешь, что я не взрослый?» — «Взрослый, но возраст у тебя еще щенячий».

Об одиночестве

— Одиночества не люблю. По-моему, самое большое наказание для человека — оставить его одного. Поэтому я всем молодым девушкам и женщинам могу сказать только одно: берегите свое счастье смолоду, потому что в старости очень нужен человек, который просто бы тебя согрел теплом своего сердца, своими добрыми словами и своим вниманием. Это необходимо, а особенно в старости.

Известная актриса Наталья Крачковская скончалась на 78-м году жизни в одной из столичных больниц. Актриса была госпитализирована в конце февраля после сердечного приступа. Актерская карьера Натальи Крачковской длилась более 40 лет, за время которых она сыграла в нескольких десятках фильмов, полюбившихся сердцам миллионов зрителей. Она создала яркие и запомнившиеся поколениям образы в “12 стульях” режиссера Гайдая, фильмах “Иван Васильевич меняет профессию”, “Покровские ворота” и многих других. Наталья Крачковская была удостоена звания заслуженной артистки РФ.